This entry is also available in: Russian, Chinese (Traditional)

Motorworld’s newspaper № 22
Test-drive video
In 1926, Ernst Wewer, a motorcycle racer and a jeweler by family tradition, at last turn into reality his long-held plans: he started to make motorcycles. Engineer, Otto Karpe, whom he invited to be a chief designer, has created a reliable suspension system. Later it was decided that motors and transmissions would be purchased elsewhere. Their best choice was JAP engine, and for seven straight years Tornax motorcycles were equipped with a full rage of British engines: OHV and L-head, single- and twin-cylinder, with engine capacity from 246 cc to 996 cc. In 1933, due to the Hitler government ban on using foreign components, the company got a homeland partner—The Columbus.

In 1928, Otto Karpe introduced the saddle-shaped fuel tank with the dash board which, depending on the model, could hold the speedometer, the fuel gauge and even the time piece.

Tornax III/30 1000cc

The first twin-cylinder Tornax motorcycle was III/30 model, produced in 1930. It had an L-head, 996-cc, 26 hp engine. The manufacturer claimed that it could achieve a maximum speed of 130 km/h which made the motorcycle one of the fastest in the world. At special order, the so-called 100-mile JAP engine was installed (analogous to Brough Superior SS 100) engine), and it could achieve a guaranteed speed of 160 km/h.

Tornax III/30 1000cc

Tornax motorcycles had an excellent reputation which was undoubtedly supported by the well-known quality of British JAP engines. In the early 1930s, however, the sales were declining, so by 1939 the company started producing only motorcycles with engines of smaller capacity. In 1941, the Tornax production site was completely destroyed during the bomb attack.


Manufacturer Tornax Fahrzeug- und Apparatebau, GmbH, Wuppertal (Germany)
Years of manufacture 1930
Quantity produced, units
Price
Today’s value
ENGINE AND TRANSMISSION
Type Twin-cylinder, L-head
Engine capacity, cc 996
Bore and stroke, mm
Engine rating 26 h.p.
Sparking Magneto
Carburetor Amal Typ 6/011
Battery 6 V
Clutch
Transmission 4-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Tubular, steel
Front suspension Sprung
Rear suspension Rigid
Brakes Drum type
Wheel size 4 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 200*
Width, mm
780*
Height, mm
1 210*
Wheelbase, mm
1 440*
Ground clearance, mm
130*
Seat height, mm
710*
Mass, kg
   
Gas tank size, l
     
Maximum speed, km/h
    130
Range, km
   

* – Data from the results of the measurement of the “Motorworld by V.Sheyanov” exhibit.

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 22
Видео тест-драйва
В 1926 году потомственный ювелир и мотогонщик Эрнст Вевер (Ernst Wewer) воплотил в жизнь свои давние планы – заняться выпуском мотоциклов. Приглашенный на должность главного конструктора инженер Отто Карпе (Otto Karpe) создал надежную ходовую часть, а моторы и коробки передач решено было приобретать на стороне. Выбор пал на компанию JAP, и в течение 7 лет мотоциклы Tornax оснащались полной гаммой английских двигателей – верхне- и нижнеклапанными, одно- и двухцилиндровыми рабочим объемом от 246 до 996 см3 (в 1933 году в результате запрета на использование иностранных комплектующих партнером компании стала фирма Columbus).

Уже в 1928 году Отто Карпе внедрил на свои изделия седловидный бензобак с приборным щитком, на котором, в зависимости от модели, могли размещаться спидометр, указатель уровня топлива и даже часы.

Tornax III/30 1000cc

Первым двухцилиндровым мотоциклом Tornax была выпущенная в 1930-м году модель III/30. Мотоцикл оснащался нижнеклапанным двигателем, объемом 996 см3, мощностью 26 л.с. Обещанная производителем максимальная скорость составляла 130 км/ч, что делало этот мотоцикл одним из самых быстрых в мире. По специальному запросу покупателя устанавливался так называемый 100-мильный двигатель JAP (аналогичный двигателю Brough Superior SS 100), гарантированно развивавший уже 160 км/ч.

Tornax III/30 1000cc

Мотоциклы Tornax пользовались отличной репутацией, чему безусловно сопутствовало известное качеcтво британских двигателей JAP. Однако продажи с начала 30-ых годов падали и к 1939 году фирма полностью перешла на мотоциклы с двигателями малых кубатур, а в 1941 году в результате бомбардировки производственные мощности Tornax были полностью уничтожены.

По материалам Энциклопедии Мотоциклов журнала “За Рулем”

Производитель Tornax Fahrzeug- und Apparatebau, GmbH, г. Вупперталь, Германия
Годы выпуска 1930
Количество, шт
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 996
Диаметр и ход поршня, мм
Мощность 26 л.с.
Зажигание магнето
Карбюратор Amal Typ 6/011
Аккумулятор 6 В
Сцепление
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая стальная
Передняя подвеска пружинная
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 200*
Ширина, мм
780*
Высота, мм
1 210*
Колесная база, мм
1 440*
Клиренс, мм
130*
Высота сидения
710*
Масса, кг
   
Емкость бензобака, л
     
Максимальная скорость, км/ч
    130
Дальность, км
   

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.