Объявленный министерством обороны Бельгии в 1936 году конкурс на разработку тяжёлого армейского мотоцикла, предназначенного для связи, снабжения и огневой поддержки, вызвал ажиотаж среди местных компаний, выпускающих мотоциклы. В чём нет ничего удивительного: с одной стороны, они увидели в этом возможность неплохо заработать и чуть-чуть оправиться от последствий мирового экономического кризиса, из-за которого выпуск мотоциклов упал до нескольких тысяч машин в год. С другой, «параллельно» крупнейшие из местных мотопроизводителей являлись и оружейными фирмами мирового значения, которым тесный контакт с министерством обороны не был лишним.

Удивительно другое: три крупнейших местных мотопроизводителя (FN, Gillet Herstal и Sarolea) создали в высшей степени оригинальные и передовые конструкции, имевшие мало общего с их серийной продукцией. Они впервые внедрили в конструкцию армейского мотоцикла такое ценное для вездеходной машины приспособление, как привод на колесо коляски – опередив в этом и немцев, и англичан. Создаётся такое впечатление, что осеняющий мотоциклетных конструкторов гений в том году задержался в бельгийском городе Эрсталь, где располагались заводы всех трёх компаний.
Если Gillet Herstal 720 AB резко отличался как от других конкурсантов, так и от армейских мотоциклов других стран (будучи единственной специальной машиной с двухтактным мотором), то Sarolea 38H и FN M12a SM на первый взгляд выглядели как братья-близнецы. Создавалось такое впечатление, что конструкторы обоих компаний в обеденный перерыв увлечённо обменивались набросками чертежей на салфетках! Но стоит углубиться в конструкцию, как становятся видны кардинальные различия.

Gillet Herstal 720 AB из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

FN M12a SM из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

В том, что специалисты обоих компаний выбрали двухцилиндровый оппозитный двигатель, не было ничего странного: лучшим армейским мотоциклом середины 30-х годов определённо был BMW R12, и под обаяние оппозита попали конструкторы многих стран – от СССР до США. Но инженеры Sarolea явно взяли за основу другой мотор BMW – новейший R5. Отсюда и сложная схема газораспределительного механизма – с двумя приводимыми цепями расположенными в картере распредвалами (индивидуальными для каждого цилиндра). Такая схема, позволяющая снизить величину возвратно-поступательно движущихся масс, была оправдана для высокооборотного верхнеклапанного двигателя, но представляется слишком сложной для нижнеклапанного мотора, развивающего лишь 4000 об/мин. А конструкторы Sarolea остановились именно на таком варианте – нижнеклапанный двигатель непривередлив к качеству бензина и отличается хорошей тягой на малых оборотах, что для армейской машины немаловажно. Чтобы при этом обеспечить мощность 20 л.с., потребную для чрезвычайно тяжёлой (545 кг!) машины, рабочий объём двигателя пришлось увеличить до 974 см³. Двигатель сделали короткоходным (88х80 мм), чтобы хоть немного уменьшить его габаритную ширину. Система зажигания – от магнето, в отличие от динамо-батарейной на FN. А вот выпускная система получилась как две капли воды такой же, как у соперника: выпускная труба левого цилиндра изгибалась вверх дугой и затем соединялась с трубой правого цилиндра, уходя в единый глушитель, расположенный в защищённой зоне между мотоциклом и коляской.

Настоящим техническим шедевром стала трансмиссия мотоцикла. К двигателю пристыкована трёхступенчатая коробка передач с передачей заднего хода и кулисным механизмом переключения автомобильного типа. Передача к заднему колесу осуществлялась карданным валом, а в заднем мосту размещался двухступенчатый демультипликатор, с переключением специальной тягой. Привод на колесо коляски был подключаемым, но с дифференциалом, поэтому им можно было пользоваться и на твёрдой поверхности.
Основой шасси Sarolea 38H стала мощная дуплексная рама. Переднее колесо было закреплено в параллелограммной вилке, задняя подвеска – жёсткая (обычная практика для тех времён). Все колёса были обуты в оснащённые большими грунтозацепами шины Englebert Tractor. Рама коляски, выполненная из стальных труб большого диаметра, имела впереди подъём, позволявший «вползать» на препятствие. На эту раму ставились кузова трёх типов: комфортный Officier, спартанский Personnel или простая грузовая коробка. В любом из вариантов сзади была предусмотрена установка запасного колеса.

Когда были подведены итоги армейского конкурса, то оказалось, что победили… все. Видимо, стремление поддержать отечественного производителя и диверсифицировать источники поставок было сильнее, чем соображения унификации и снабжения (впрочем, последний пункт не так важен для страны, где расстояние из любой точки до завода-производителя не превышает 200 км). Компания Sarolea получила заказ на изготовление 300 мотоциклов модели 38H.

Sarolea 38H в боевых условиях

Но бельгийское министерство обороны на этом не успокоилось и в июле 1938 года провело в Арденнах большой международный конкурс армейских мотоциклов. Кроме бельгийских, на нём были представлены французские Gnome & Rhone, немецкие BMW, итальянские Moto Guzzi. Там-то и были продемонстрированы выдающиеся качества новых бельгийских машин. На внедорожной горной трассе длиной 23 км, на которой подъёмы достигали 45%, французы проиграли бельгийцам 2,5 часа, а немцы – 5,5 часов! Не удивительно, что следующее поколение немецких армейских мотоциклов (BMW R75 и Zundapp KS750) отмечено несомненным влиянием таких аппаратов, как Sarolea 38H.

В 1939 году компания Sarolea изготовила также десять мотоциклов-одиночек с литровыми оппозитами – модель 39H. Они были оснащены упрощёнными трансмиссиями без демультипликаторов, но с четырёхступенчатыми коробками передач вместо трёхступенчатых.

К сожалению, проявить свои боевые качества в бельгийской армии мотоциклы Sarolea 38H не успели. Вся военная кампания 1940 года – от вторжения немцев до капитуляции страны – заняла 18 дней! Легенда гласит, что перед капитуляцией вышло распоряжение уничтожить все мотоциклы, чтобы они не достались врагу. Но у бойцов-мотоциклистов не поднялась рука на такие превосходные машины. Поэтому все Sarolea 38H оказались в рядах Вермахта… и почти все полегли на Восточном фронте.

Технические характеристики Sarolea 38H
Производитель Ets. Sarolea, Эрсталь, Бельгия
Годы выпуска 1938 – 1939
Количество, шт 300
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный, 4-тактный
Объем двигателя, см3 974
Диаметр и ход поршня, мм 88 x 80
Мощность 22 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание от магнето
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление однодисковое, сухое
Коробка передач 3-ступенчатая, с передачей заднего хода и демультипликатором
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы дуплексная, трубчатая, стальная
Передняя подвеска параллелограммная вилка
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры шин 4,00-19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Колесная база, мм
1 500
Клиренс, мм
Высота сидения, мм
Масса, кг
   545
Емкость бензобака, л
     22
Максимальная скорость, км/ч
      85 , асфальт.
55 , пересеченная местность.
Дальность, км
   250

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.