This entry is also available in: Английский Китайский

Мотомириада № 24
Видео тест-драйва


Аудиоверсия статьи:
Многие европейские мотопроизводители, делавшие свои первые шаги на заре 20 века, начинали с выпуска велосипедов, некоторые – самолетов. Компания же “Фискер и Нильсен” (Fisker & Nielsen), основанная в 1906 году Педером Андерсеном Фискером (Peder Andersen Fisker) и Гансом Мариусом Нильсеном (Hans Marius Nielsen), приобрела известность как первый в Европе производитель пылесосов. Кроме того компания выпускала разнообразные моторы для вентиляторов, небольших грузовых лифтов, дрелей и т.п.

Амбиции одного из основателей и ведущего инженера компании Педера Фискера не оканчивались, однако, выпуском бытовых приборов. И вот, в 1919 году фирма неожиданно для всех вывела на рынок свой первый мотоцикл, получивший название Nimbus. Стоит отметить, что уже в первой модели, прототип которой был разработан всего лишь двумя годами ранее, Фискер сумел совместить несколько перспективных и модных тенденций.

В первую очередь взгляд приковывала рама мотоцикла – толстостенная несущая труба большого диаметра, скрывавшая в себе бензобак. Подобные конструкции только-только входили в моду в Германии. Нижнюю часть рамы составляли две усиленные штампованные полосы, «замыкавшие» силовой контур. Между ними располагался силовой агрегат – рядный четырехцилиндровый двигатель (746 куб. см, 9 л.с.) в едином алюминиевом картере с трехступенчатой коробкой передач.

Цилиндры из чугуна были отлиты по-отдельности. Механизм газораспределения был сделан по схеме «клапан над клапаном». Привод впускных клапанов был полностью открытым, причем штанги привода располагались попарно: две между первым и вторым цилиндрами, две – между третьим и четвертым.

Продольное расположение мотора обусловило использование карданного вала – именно карданного, поскольку опорный диск заднего колеса вместе с задним крылом был консольно подвешен на двух пружинах к задней части рамы.

Дополняла картину короткорычажная передняя вилка довольно сложной конструкции, с двумя пружинами, размещенными в закрытых кожухах и работавших на сжатие. В таком виде модель «А» строилась до 1923 года, когда ее сменила модель «В», отличавшаяся упрощенной конструкцией передней вилки, модернизированным карбюратором и новым впускным коллектором. В 1927 году прекратилось и ее производство, поскольку фирма полностью сосредоточилась на расширении выпуска своей основной продукции.

В 1934 году неожиданно для многих марка «Нимбус» вновь появилась на мотоциклетном рынке. Конструкция новой машины лишь концептуально напоминала прежние модели продольным расположением рядной «четверки» и карданной передачей. В остальном это была совершенно иная машина. Дуплексная рама целиком была сделана из штампованных профилей, причем довольно примитивных по форме.

Nimbus 750

Бензобак был вложен в раму сверху, как на BMW или Zundapp. Задняя подвеска на этот раз была сделана жесткой, зато спереди стояла телескопическая вилка с пружинами в трубчатых перьях. Руль представлял собой широкую штампованную пластину, на концах которой находились ручки управления, а в центре помещались приборы и переключатель электрооборудования. Под рулем на нижнем мостике вилки крепилась центральная фара.

Силовой агрегат заслуживает отдельного описания. Рядный четырехцилиндровый двигатель (746 куб. см, 22 л.с.) был сделан верхнеклапанным. Цилиндры мотора отливались из чугуна в едином блоке вместе с верхней половиной картера. Нижняя часть была алюминиевой и размещала в себе емкость для масла.

Nimbus 750

Съемная чугунная головка блока цилиндров несла в себе распределительный вал, закрытый специальной алюминиевой крышкой. Распредвал приводился во вращение вертикальным валом в передней части двигателя, на передний носок распредвала был горизонтально насажен генератор с прерывателем-распределителем автомобильного типа (как на переднеприводных автомобилях ВАЗ).

Клапаны, оснащенные спиральными пружинами, располагались V-образно. Из крышки распредвала через индивидуальные отверстия в обе стороны выходило по четыре клапанных коромысла. Таким образом, пары «коромысло-клапан» были открытыми, что облегчало регулировку зазора, но отрицательно сказывалось на сроке службы газораспределительного механизма, несмотря на его принудительную смазку. Еще одной интересной особенностью мотора стала система принудительной вентиляции картера через карбюратор.

Nimbus 750

Трехступенчатая коробка передач имела довольно хитрый механизм переключения, благодаря которому к кулисе можно было подключать и ручной рычаг, и ножную педаль, которую с 1935 года стали ставить на версию «Luxus».

Больше того, рычаг по желанию заказчика можно было размещать справа или слева. Точно таким же образом справа налево могла при необходимости перемещаться педаль ножного заднего тормоза. А вот педаль кикстартера на всех версиях находилась с левой стороны, уходя вглубь под раму.

Nimbus 750

В 1936 году переднюю вилку усилили, а колеса получили усиленные ступицы. При массе 172 кг мотоцикл мог развивать скорость до 110 км/ч. В таком виде производство продолжалось до конца 40-х годов, когда машину в последний раз модернизировали.

Передняя вилка была несколько переработана, фара с нижнего мостика переместилась на специальные боковые кронштейны под рулем, седло водителя вместо боковых открытых пружин подвешивалось на центральные, закрытые кожухами, а в качестве его ограничителя использовались резиновые петли.

В таком виде мотоцикл выпускался до 1958 года, когда его производство прекратилось окончательно. По некоторым данным, это случилось раньше – в 1954 году, а в течении еще четырех лет производились запасные части.

Мотоциклы «Нимбус» использовались как в одиночном варианте, так и с боковыми колясками. Они не только продавались частным лицам, но и поставлялись армии и полиции, а также экспортировались за рубеж. В истории мотоциклостроения «Нимбус» остается, пожалуй, единственным мотоциклом, без особых изменений выпускавшимся более 20 лет.

В статье использованы материалы Энциклопедии мотоциклов журнала «За рулем»

Производитель Fisker and Nielsen, Дания
Годы выпуска 1934-1958
Количество, шт более 12 000
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип четырехцилиндровый рядный воздушного охлаждения
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 60 х 66
Мощность 22 л.с. при 4500 об / мин.
Зажигание батарейного типа
Карбюратор
Аккумулятор 6 В
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы дуплексная (из штампованных профилей)
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 200
Ширина, мм
   720
Высота, мм
1 100
Колесная база, мм
1 435
Клиренс, мм
140*
Высота сидения, мм
740*
Масса, кг
   185
Емкость бензобака, л
     12,5
Максимальная скорость, км/ч
   120
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.