This entry is also available in: Russian

Motorworld’s newspaper № 24
Test-drive video
Many European manufacturers that were breaking new grounds at the dawn of the 20th century, started with bicycles, and some of them – with aircrafts. Fisker & Nielsen company, founded by Peder Andersen Fisker and Hans Marius Nielsen in 1906, was known as the first vacuum-cleaner manufacturer in Europe. In addition, the company was manufacturing various motors for fans, small cargo lifts, rotary drills etc..

But the ambitions of Peder Fisker, a leading engineer, were much larger than manufacturing of household appliances. In 1919, the company, quite unexpectedly, introduced its first bike Nimbus. The first model, a prototype of which was designed two years before, combined some promising features and stylish trends.

At first, you’d be amazed by the bike’s frame – thick-walled supporting pipe of large diameter. Similar designs were just coming into fashion in Germany. Two heavy-duty pressed bars formed the bottom part of the frame, closing the contour. In between a powertrain was located. It was an inline four-cylinder engine (746 cc, 9 hp) in one crankcase with a three-speed gearbox.

The cast-iron cylinders were casted separately. The gas distribution mechanism was made according to the “valve over valve” scheme. The inlet valve drive was fully open with the drive valves arranged in pairs: two between the first and second cylinder and other two between the third and fourth cylinder.

Inline engine made conditions to implement a drive shaft because the rear wheel disk, including the rear mudguard, were suspended to the rear part of the frame using two springs.

The fork was complex and had two compression springs installed in enclosed casings. In this configuration (model A), the model was manufactured until 1923 when it was replaced by the B model, which had a simplified fork, an upgraded carburettor and a new intake manifold. In 1927, the manufacturing of the B model was ceased because the company wanted to expand the output of the main products.

In 1934, the Nimbus brand suddenly appeared once again. The design of a new machine only partially resembled the previous models that were equipped with inline engines and a driveshaft. For the rest, it was a whole new bike. Its duplex frame was made only of pressed profiles that were very simple in shape.

Nimbus 750

The petrol tank was installed to the frame from above, similar to BMW and Zündapp. The rear suspension was rigid and the front fork was telescopic with springs inside the pipe arms. The steering wheel was a wide pressed plate, with the control knobs at the end, and in the center there were instruments and a switch for electrical equipment. Under the steering wheel, a central headlight was attached on the lower axle of the fork.

The power unit needs a detailed description. It was an inline four-cylinder overhead valve engine (746 cc, 22 hp). Cast-iron cylinders were casted together with the upper part of the crankcase. The bottom half was made of aluminium and contained an oil tank.

Nimbus 750

The removable cast-iron head of the cylinder barrel contained a camshaft covered with a special aluminium cover. The camshaft was driven by a vertical shaft, which was located in the engine’s front end; an electric generator with an automobile timer-distributor was vertically fitted over the front tailshaft.

The valves, equipped with spiral springs, were set in the V-configuration. Four valve rockers went out of the camshaft cover via individual openings on either side. So, rocker-valve pairs were accessible (opened). This was good for valve clearance adjustment, but as for the valve train, it reduced its service life despite the force-feed lubrication system. Another interesting feature of the engine was a forced ventilation of the crankcase via a carburettor.

Nimbus 750

A three-speed gearbox had a cunning gearshift control that allowed both a hand lever and a foot pedal (which was installed in the Luxus version since 1935) to be connected to the gear shift gate.

Moreover, the gear shift lever could be installed from either side at customer’s request. Rear brake foot pedal could also be installed on either side. A kickstarter pedal was an exception – it was located only on the left side and went under the frame.

Nimbus 750

In 1936, the fork was reinforced and the wheels got heavy-duty hubs. The bike could achieve 110 km/h, having 172 kgs of its weight. In this configuration, bike was being produced till the end of 1940s when it was upgraded for the last time.

The fork was slightly modified, the headlight moved from the fork’s bottom bridge to special side brackets under the handle bar, the saddle was suspended on the central springs (instead of accessible springs on either side) and was equipped with rubber hinges used as stoppers.

In this configuration the bike was manufactured until 1958, when the manufacturing was completely ceased (according to some reports, it happened earlier, in 1954), and spare parts were manufactured for another four years.

The Nimbus bikes were made in solo version and with a sidecar. They were sold to civilians, to the army and police and also exported abroad. In the history of motorcycles, the Nimbus probably is the only bike that has been produced for more than 20 years without much change.

Manufacturer Fisker and Nielsen, Denmark
Years of manufacture 1934-1958
Quantity produced, units Over 12 000
Price N/A
Стоимость в современных ценах N/A
ENGINE AND TRANSMISSION
Type Air-Cooled Inline-Four
Engine capacity, cc 746
Bore and stroke, mm 60 х 66
Engine rating 22 hp at 4500 rpm
Sparking Battery type
Carburetor N/A
Battery 6 V
Clutch Single-plate dry
Transmission 3-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Duplex (stamped steel)
Front suspension Telescopic
Rear suspension Rigid
Brakes Drum type
Wheel size 3,50 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 200
Width, mm
   720
Height, mm
1 100
Wheelbase, mm
1 435
Ground clearance, mm
140*
Seat height, mm
740*
Mass, kg
   185
Gas tank size, l
     12,5
Maximum speed, km/h
   120
Range, km

* – Data from the results of the measurement of the “Motorworld by V.Sheyanov” exhibit.

Мотомириада № 24
Видео тест-драйва


Аудиоверсия статьи:
Многие европейские мотопроизводители, делавшие свои первые шаги на заре 20 века, начинали с выпуска велосипедов, некоторые – самолетов. Компания же “Фискер и Нильсен” (Fisker & Nielsen), основанная в 1906 году Педером Андерсеном Фискером (Peder Andersen Fisker) и Гансом Мариусом Нильсеном (Hans Marius Nielsen), приобрела известность как первый в Европе производитель пылесосов. Кроме того компания выпускала разнообразные моторы для вентиляторов, небольших грузовых лифтов, дрелей и т.п.

Амбиции одного из основателей и ведущего инженера компании Педера Фискера не оканчивались, однако, выпуском бытовых приборов. И вот, в 1919 году фирма неожиданно для всех вывела на рынок свой первый мотоцикл, получивший название Nimbus. Стоит отметить, что уже в первой модели, прототип которой был разработан всего лишь двумя годами ранее, Фискер сумел совместить несколько перспективных и модных тенденций.

В первую очередь взгляд приковывала рама мотоцикла – толстостенная несущая труба большого диаметра, скрывавшая в себе бензобак. Подобные конструкции только-только входили в моду в Германии. Нижнюю часть рамы составляли две усиленные штампованные полосы, «замыкавшие» силовой контур. Между ними располагался силовой агрегат – рядный четырехцилиндровый двигатель (746 куб. см, 9 л.с.) в едином алюминиевом картере с трехступенчатой коробкой передач.

Цилиндры из чугуна были отлиты по-отдельности. Механизм газораспределения был сделан по схеме «клапан над клапаном». Привод впускных клапанов был полностью открытым, причем штанги привода располагались попарно: две между первым и вторым цилиндрами, две – между третьим и четвертым.

Продольное расположение мотора обусловило использование карданного вала – именно карданного, поскольку опорный диск заднего колеса вместе с задним крылом был консольно подвешен на двух пружинах к задней части рамы.

Дополняла картину короткорычажная передняя вилка довольно сложной конструкции, с двумя пружинами, размещенными в закрытых кожухах и работавших на сжатие. В таком виде модель «А» строилась до 1923 года, когда ее сменила модель «В», отличавшаяся упрощенной конструкцией передней вилки, модернизированным карбюратором и новым впускным коллектором. В 1927 году прекратилось и ее производство, поскольку фирма полностью сосредоточилась на расширении выпуска своей основной продукции.

В 1934 году неожиданно для многих марка «Нимбус» вновь появилась на мотоциклетном рынке. Конструкция новой машины лишь концептуально напоминала прежние модели продольным расположением рядной «четверки» и карданной передачей. В остальном это была совершенно иная машина. Дуплексная рама целиком была сделана из штампованных профилей, причем довольно примитивных по форме.

Nimbus 750

Бензобак был вложен в раму сверху, как на BMW или Zundapp. Задняя подвеска на этот раз была сделана жесткой, зато спереди стояла телескопическая вилка с пружинами в трубчатых перьях. Руль представлял собой широкую штампованную пластину, на концах которой находились ручки управления, а в центре помещались приборы и переключатель электрооборудования. Под рулем на нижнем мостике вилки крепилась центральная фара.

Силовой агрегат заслуживает отдельного описания. Рядный четырехцилиндровый двигатель (746 куб. см, 22 л.с.) был сделан верхнеклапанным. Цилиндры мотора отливались из чугуна в едином блоке вместе с верхней половиной картера. Нижняя часть была алюминиевой и размещала в себе емкость для масла.

Nimbus 750

Съемная чугунная головка блока цилиндров несла в себе распределительный вал, закрытый специальной алюминиевой крышкой. Распредвал приводился во вращение вертикальным валом в передней части двигателя, на передний носок распредвала был горизонтально насажен генератор с прерывателем-распределителем автомобильного типа (как на переднеприводных автомобилях ВАЗ).

Клапаны, оснащенные спиральными пружинами, располагались V-образно. Из крышки распредвала через индивидуальные отверстия в обе стороны выходило по четыре клапанных коромысла. Таким образом, пары «коромысло-клапан» были открытыми, что облегчало регулировку зазора, но отрицательно сказывалось на сроке службы газораспределительного механизма, несмотря на его принудительную смазку. Еще одной интересной особенностью мотора стала система принудительной вентиляции картера через карбюратор.

Nimbus 750

Трехступенчатая коробка передач имела довольно хитрый механизм переключения, благодаря которому к кулисе можно было подключать и ручной рычаг, и ножную педаль, которую с 1935 года стали ставить на версию «Luxus».

Больше того, рычаг по желанию заказчика можно было размещать справа или слева. Точно таким же образом справа налево могла при необходимости перемещаться педаль ножного заднего тормоза. А вот педаль кикстартера на всех версиях находилась с левой стороны, уходя вглубь под раму.

Nimbus 750

В 1936 году переднюю вилку усилили, а колеса получили усиленные ступицы. При массе 172 кг мотоцикл мог развивать скорость до 110 км/ч. В таком виде производство продолжалось до конца 40-х годов, когда машину в последний раз модернизировали.

Передняя вилка была несколько переработана, фара с нижнего мостика переместилась на специальные боковые кронштейны под рулем, седло водителя вместо боковых открытых пружин подвешивалось на центральные, закрытые кожухами, а в качестве его ограничителя использовались резиновые петли.

В таком виде мотоцикл выпускался до 1958 года, когда его производство прекратилось окончательно. По некоторым данным, это случилось раньше – в 1954 году, а в течении еще четырех лет производились запасные части.

Мотоциклы «Нимбус» использовались как в одиночном варианте, так и с боковыми колясками. Они не только продавались частным лицам, но и поставлялись армии и полиции, а также экспортировались за рубеж. В истории мотоциклостроения «Нимбус» остается, пожалуй, единственным мотоциклом, без особых изменений выпускавшимся более 20 лет.

В статье использованы материалы Энциклопедии мотоциклов журнала «За рулем»

Производитель Fisker and Nielsen, Дания
Годы выпуска 1934-1958
Количество, шт более 12 000
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип четырехцилиндровый рядный воздушного охлаждения
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 60 х 66
Мощность 22 л.с. при 4500 об / мин.
Зажигание батарейного типа
Карбюратор
Аккумулятор 6 В
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы дуплексная (из штампованных профилей)
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 200
Ширина, мм
   720
Высота, мм
1 100
Колесная база, мм
1 435
Клиренс, мм
140*
Высота сидения, мм
740*
Масса, кг
   185
Емкость бензобака, л
     12,5
Максимальная скорость, км/ч
   120
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.