This entry is also available in: Английский Китайский
Мотомириада № 35
В довоенные годы и во время Второй мировой войны итальянская армия активно использовала трициклы, как специально разработанные для военных, так и принятые на вооружение коммерческие модели. Типичный итальянский трицикл представлял собой переднюю часть мотоцикла (при этом нередко взятую от выпускаемой двухколесной модели), к которой крепилась задняя часть – кузов на двух колесах. По схожему принципу, хотя и с существенными особенностями, был реализован трицикл Tre-per-Tre Autoveicolo de Montagna (3×3 транспортное средство для использования в горной местности), более известный как Mulo Meccanico, т.е. “механический мул”.
В конце 1950-х годов генералу Ферруччо Гарбари (Ferruccio Garbari) пришла в голову мысль заменить традиционных мулов, используемых Alpini, итальянскими горными войсками, механическим средством передвижения. За помощью в решении этого непростого вопроса решено было обратиться к Moto Guzzi, знаменитому итальянскому производителю мотоциклов, с которым у армии были хорошо налажены взаимоотношения. Moto Guzzi поручила проект одному из своих самых талантливых инженеров Джулио Каркано (Giulio Carcano) и в 1959 году он приступил к работе.
В марте 1960 года на Женевском автосалоне был представлен прототип трицикла. Далее последовал еще один год тестов и доработок и наконец в 1961 году Moto Guzzi подписала контракт на поставку 500 машин.
Первоначально на трицикл планировалось устанавливать 500-кубовый одноцилиндровый мотор, использовавшийся в другом знаменитом трицикле Guzzi 500U 3×2 Motocarro Militare, однако этот двигатель оказался недостаточно мощным. Каркано разработал совершенно новый V-образный двигатель, объемом 750 куб. см., получивший название Carcano V7 – в честь своего создателя.
Основой трицикла была двойная трубчатая рама, поперек которой устанавливался двигатель. Передняя подвеска была на цилиндрических рессорах, в то время как задние колеса подвешивались на продольных штангах с резиновыми рессорами, которые можно было раздвигать и сдвигать на ходу, меняя ширину колеи на 800, 830 или 1300 мм. Для увеличения проходимости трицикл имел на задних осях два специальных рычага с малыми колесами, на которые при необходимости надевались металлические гусеницы. Это приспособление также увеличивало максимальный преодолеваемый уклон с 27° до 31°.
Mulo meccanico имел постоянный привод на все три колеса, 6-ступенчатую коробку передач, заднюю передачу, отключаемый дифференциал между передним колесом и задней осью, отключаемый дифференциал на задней оси. Центральный блокируемый дифференциал разделял крутящий момент между передним колесом (20%) и задней осью (80%).
За сиденьем водителя размещались аккумулятор, топливный бак и запасное колесо. За баком располагалась небольшая грузовая платформа с полезной нагрузкой до 500 кг.
На практике Mulo Meccanico не оправдал ожиданий. Для управления и ремонта такой сложной машины требовались повышенные познания в технике, следовательно более квалифицированный персонал, таким образом возрастала стоимость эксплуатации. Второй основной претензией военных была недостаточная безопасность. В следствие упомянутой сложности управления в результате опрокидывания трицикла погибло несколько водителей. Таким образом в 1963 году производство Mulo Meccanico было прекращено, хотя он оставался на вооружении до 1970-х годов.
Производитель | Societa Antonima Moto Guzzi, г. Мандело дель Ларио, Италия |
Годы выпуска | 1960 – 1963 |
Количество, шт | 200 |
Стоимость | |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | V-образный, верхнеклапанный, с воздушным охлаждением |
Объем двигателя, см3 | 754 |
Диаметр и ход поршня, мм | 80 x 75 |
Мощность | 20 л.с. при 4000 об / мин. |
Зажигание | Marelli S89A |
Карбюратор | Weber 26IMB1 или IMB4 |
Аккумулятор | 6В, Marelli |
Сцепление | однодисковое, сухое |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | трубчатая, дуплексная |
Передняя подвеска | пружинная, телескопическая |
Задняя подвеска | продольные штанги с резиновыми рессорами, с возможностью изменения ширины колеи |
Тормоза | гидравлические на задних колесах, механические на переднем колесе |
Размеры колес | 15 x 6,0 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
3 000
|
Ширина, мм |
1 100 – 1 570
|
Высота, мм |
1 420
|
Колесная база, мм |
2 050
|
Клиренс, мм |
250*
|
Высота сидения, мм |
900*
|
Масса, кг |
1 000
|
Емкость бензобака, л |
53
|
Максимальная скорость, км/ч |
50
|
Дальность, км |
350
|
Возвращение к жизни
Экземпляр коллекции «Мотомира Вячеслава Шеянова» был приобретен у коллекционера в итальянском городе Римини реставратором Костантино Фронталини. По мнению итальянского эксперта, Mulo Meccanico – одно из самых сложных военных транспортных средств за всю историю. Механические мулы производились в период с 1960 по 1963 гг., и было выпущено всего 200 шт.
Вся механика и внешний вид трицикла были исторически корректно восстановлены, чтобы выглядеть точно так же, как и в 1960-е годы на службе в горных войсках Alpini.
Фотографии до/после реставрации:
Изначально трицикл был в относительно неплохом состоянии и весьма комплектным, однако нуждался в полной реставрации. Работа длилась около 6 месяцев. Основной проблемой было нахождение множества аксессуаров, которыми изначально оборудовалось транспортное средство:
- Мушкет Breda, модель 38/49. Изначально Mulo Meccanico был оборудован подставкой для этого оружия. Предыдущая модель не имела безопасного замка для предотвращения случайных выстрелов;
- Гусеницы на задних колесах, цепь на переднем колесе;
- Белые лыжи, ранее использовавшиеся Альпийским корпусом. Это очень специфичный и редкий аксессуар. Под лыжами была кожа тюленя, на не давала лыжам соскальзывать. На лыжи могли устанавливаться носилки.
Фотографии процесса реставрации
Кроме того, на трицикл были нанесены корректные тактические знаки:
- Итальянский флаг с левой стороны;
- Эмблема дивизиона “Taurinense” на правой стороне. Это был один из важнейших дивизионов Alpini в Италии. Дивизион получил свое имя от названия Турина, города, в котором располагался.