This entry is also available in: Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 35
В довоенные годы и во время Второй мировой войны итальянская армия активно использовала трициклы, как специально разработанные для военных, так и принятые на вооружение коммерческие модели. Типичный итальянский трицикл представлял собой переднюю часть мотоцикла (при этом нередко взятую от выпускаемой двухколесной модели), к которой крепилась задняя часть – кузов на двух колесах. По схожему принципу, хотя и с существенными особенностями, был реализован трицикл Tre-per-Tre Autoveicolo de Montagna (3×3 транспортное средство для использования в горной местности), более известный как Mulo Meccanico, т.е. “механический мул”.

Moto Guzzi Mulo Meccanico

В конце 1950-х годов генералу Ферруччо Гарбари (Ferruccio Garbari) пришла в голову мысль заменить традиционных мулов, используемых Alpini, итальянскими горными войсками, механическим средством передвижения. За помощью в решении этого непростого вопроса решено было обратиться к Moto Guzzi, знаменитому итальянскому производителю мотоциклов, с которым у армии были хорошо налажены взаимоотношения. Moto Guzzi поручила проект одному из своих самых талантливых инженеров Джулио Каркано (Giulio Carcano) и в 1959 году он приступил к работе.

В марте 1960 года на Женевском автосалоне был представлен прототип трицикла. Далее последовал еще один год тестов и доработок и наконец в 1961 году Moto Guzzi подписала контракт на поставку 500 машин.

Первые испытания прототипа Mulo Meccanico

Первоначально на трицикл планировалось устанавливать 500-кубовый одноцилиндровый мотор, использовавшийся в другом знаменитом трицикле Guzzi 500U 3×2 Motocarro Militare, однако этот двигатель оказался недостаточно мощным. Каркано разработал совершенно новый V-образный двигатель, объемом 750 куб. см., получивший название Carcano V7 – в честь своего создателя.

Основой трицикла была двойная трубчатая рама, поперек которой устанавливался двигатель. Передняя подвеска была на цилиндрических рессорах, в то время как задние колеса подвешивались на продольных штангах с резиновыми рессорами, которые можно было раздвигать и сдвигать на ходу, меняя ширину колеи на 800, 830 или 1300 мм. Для увеличения проходимости трицикл имел на задних осях два специальных рычага с малыми колесами, на которые при необходимости надевались металлические гусеницы. Это приспособление также увеличивало максимальный преодолеваемый уклон с 27° до 31°.

Mulo Meccanico в разрезе

Mulo meccanico имел постоянный привод на все три колеса, 6-ступенчатую коробку передач, заднюю передачу, отключаемый дифференциал между передним колесом и задней осью, отключаемый дифференциал на задней оси. Центральный блокируемый дифференциал разделял крутящий момент между передним колесом (20%) и задней осью (80%).

За сиденьем водителя размещались аккумулятор, топливный бак и запасное колесо. За баком располагалась небольшая грузовая платформа с полезной нагрузкой до 500 кг.

Демонстрация возможностей Mulo Meccanico

На практике Mulo Meccanico не оправдал ожиданий. Для управления и ремонта такой сложной машины требовались повышенные познания в технике, следовательно более квалифицированный персонал, таким образом возрастала стоимость эксплуатации. Второй основной претензией военных была недостаточная безопасность. В следствие упомянутой сложности управления в результате опрокидывания трицикла погибло несколько водителей. Таким образом в 1963 году производство Mulo Meccanico было прекращено, хотя он оставался на вооружении до 1970-х годов.


Производитель Societa Antonima Moto Guzzi, г. Мандело дель Ларио, Италия
Годы выпуска 1960 – 1963
Количество, шт 200
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип V-образный, верхнеклапанный, с воздушным охлаждением
Объем двигателя, см3 754
Диаметр и ход поршня, мм 80 x 75
Мощность 20 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание Marelli S89A
Карбюратор Weber 26IMB1 или IMB4
Аккумулятор 6В, Marelli
Сцепление однодисковое, сухое
Коробка передач 6-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая, дуплексная
Передняя подвеска пружинная, телескопическая
Задняя подвеска продольные штанги с резиновыми рессорами, с возможностью изменения ширины колеи
Тормоза гидравлические на задних колесах, механические на переднем колесе
Размеры колес 15 x 6,0
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3 000
Ширина, мм
1 100 – 1 570
Высота, мм
1 420
Колесная база, мм
2 050
Клиренс, мм
250*
Высота сидения, мм
900*
Масса, кг
1 000
Емкость бензобака, л
     53
Максимальная скорость, км/ч
     50
Дальность, км
   350

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Возвращение к жизни

Экземпляр коллекции «Мотомира Вячеслава Шеянова» был приобретен у коллекционера в итальянском городе Римини реставратором Костантино Фронталини. По мнению итальянского эксперта, Mulo Meccanico – одно из самых сложных военных транспортных средств за всю историю. Механические мулы производились в период с 1960 по 1963 гг., и было выпущено всего 200 шт.

Вся механика и внешний вид трицикла были исторически корректно восстановлены, чтобы выглядеть точно так же, как и в 1960-е годы на службе в горных войсках Alpini.

Фотографии до/после реставрации:

Изначально трицикл был в относительно неплохом состоянии и весьма комплектным, однако нуждался в полной реставрации. Работа длилась около 6 месяцев. Основной проблемой было нахождение множества аксессуаров, которыми изначально оборудовалось транспортное средство:

  • Мушкет Breda, модель 38/49. Изначально Mulo Meccanico был оборудован подставкой для этого оружия. Предыдущая модель не имела безопасного замка для предотвращения случайных выстрелов;
  • Гусеницы на задних колесах, цепь на переднем колесе;
  • Белые лыжи, ранее использовавшиеся Альпийским корпусом. Это очень специфичный и редкий аксессуар. Под лыжами была кожа тюленя, на не давала лыжам соскальзывать. На лыжи могли устанавливаться носилки.

Фотографии процесса реставрации

Кроме того, на трицикл были нанесены корректные тактические знаки:

  • Итальянский флаг с левой стороны;
  • Эмблема дивизиона “Taurinense” на правой стороне. Это был один из важнейших дивизионов Alpini в Италии. Дивизион получил свое имя от названия Турина, города, в котором располагался.