Motorworld’s newspaper № 35

Before and during WWII Italian army was actively using tricycles, both specially developed for the military and commercial models that were taken over for military use. A typical Italian tricycle of that period consisted of the front part of a motorcycle (quite often simply taken over from a two-wheel model of current production) that a got a rear part attached: a flatbed on two wheels. The tricycle under the Italian name Tre-per-Tre Autoveicolo da Montagna [sic!!!] (meaning: “3×3 vehicle for use in mountaneous areas”) was created using a similar principle, even if with special characteristics: it was better known in Italy as Mulo Meccanico, i.e. “Mechanical Mule”.

Moto Guzzi Mulo Meccanico

In the late 1950s General Ferruccio Garbari had an idea to use mechanical vehicles instead of mules that were traditionally used by Alpini (Italian mountain troops). To solve this rather complex issue, a decision was made to approach Moto Guzzi, the famous Italian motorcycle manufacturer, that was already in close contact with the military. Moto Guzzi gave this project to Giulio Carcano, one of its most talented engineers, and he started his development work in 1959.

The tricycle prototype was shown in March 1960, at the Geneva car show. The following year was used for testing and necessary changes, and finally, in 1961, Moto Guzzi signed a contract for the delivery of 500 machines.

First tests of the Mulo Meccanico prototype

It was originally planned to install a single-cylinder 500-cc engine on this tricycle, which was already used with another Guzzi tricycle, the famous Guzzi 500U 3×2 Motocarro Militare, but that engine proved to be insufficiently powerful. Carcano designed a completely new, V-shape, 750-cc engine which was named Carcano V7 to honor its originator.

The base of the tricycle was a duplex tubular frame, across which the engine was mounted. The front suspension was on coil springs, while rear wheels were suspended on link rods with rubber springs which could be moved wider or narrower during motion so that the track width could be changed to 800, 830 or 1300 mm. To enhance the off-road capability the tricycle had two special levers with small wheels on its rear axles, which could get, when necessary, metallic caterpillar treads. This accessory helped raise the maximum possible slope angle from 27 to 31 degrees.

The section of Mulo Meccanico

The Mulo Meccanico had a permanent all-wheel drive for all three wheels, 6-speed transmission, reverse gear, part-time differential switch between the front wheel and the rear axle as well as selectable differential at the rear axle. The central locking differential split the drive torque between the front wheel (20%) and rear axle (80%).

Battery, fuel tank and spare wheel were located behind the driver seat. There was a small cargo flatbed behind the tank having payload capacity of up to 500 kg.

Mulo Meccanico feasibility demonstration

The Mulo Meccanico fell short of expectation, however, when confronted with real-life conditions. To control and fix such a complex machine a better qualified workforce was needed having higher technical skills, so operating costs were rather high. The second complaint by the military was insufficient safety of the vehicle: several drivers died as a result of tricycle roll-over since its control proved to be a rather complex issue. In 1963 the production of Mulo Meccanico was stopped, even though it was still used by the military until the 1970s.


Manufacturer Societa Antonima Moto Guzzi, Mandello del Lario (Italy)
Years of manufacture 1960 – 1963
Quantity produced, units 200
Price
Today’s value
ENGINE AND TRANSMISSION
Type V-shape, OHV, air-cooled
Engine capacity, cc 754
Bore and stroke, mm 80 x 75
Engine rating 20 h.p. at 4000 rpm
Sparking Marelli S89A
Carburetor Weber 26IMB1 or IMB4
Battery 6 V, Marelli
Clutch Single-plate, dry
Transmission 6-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Tubular, duplex
Front suspension Telescopic, spring-type
Rear suspension Link rods with rubber springs, providing for changes in track width
Brakes Hydraulic at rear wheel and mechanical at front wheel
Wheel size 15 x 6,0
DIMENSIONS
Length, mm
3 000
Width, mm
1 100 – 1 570
Height, mm
1 420
Wheelbase, mm
2 050
Ground clearance, mm
250*
Seat height, mm
900*
Mass, kg
1 000
Gas tank size, l
     53
Maximum speed, km/h
     50
Range, km
   350

* – Data from the results of the measurement of the “Motorworld by V.Sheyanov” exhibit.

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 35

В довоенные годы и во время Второй мировой войны итальянская армия активно использовала трициклы, как специально разработанные для военных, так и принятые на вооружение коммерческие модели. Типичный итальянский трицикл представлял собой переднюю часть мотоцикла (при этом нередко взятую от выпускаемой двухколесной модели), к которой крепилась задняя часть – кузов на двух колесах. По схожему принципу, хотя и с существенными особенностями, был реализован трицикл Tre-per-Tre Autoveicolo de Montagna (3×3 транспортное средство для использования в горной местности), более известный как Mulo Meccanico, т.е. “механический мул”.

Moto Guzzi Mulo Meccanico

В конце 1950-х годов генералу Ферруччо Гарбари (Ferruccio Garbari) пришла в голову мысль заменить традиционных мулов, используемых Alpini, итальянскими горными войсками, механическим средством передвижения. За помощью в решении этого непростого вопроса решено было обратиться к Moto Guzzi, знаменитому итальянскому производителю мотоциклов, с которым у армии были хорошо налажены взаимоотношения. Moto Guzzi поручила проект одному из своих самых талантливых инженеров Джулио Каркано (Giulio Carcano) и в 1959 году он приступил к работе.

В марте 1960 года на Женевском автосалоне был представлен прототип трицикла. Далее последовал еще один год тестов и доработок и наконец в 1961 году Moto Guzzi подписала контракт на поставку 500 машин.

Первые испытания прототипа Mulo Meccanico

Первоначально на трицикл планировалось устанавливать 500-кубовый одноцилиндровый мотор, использовавшийся в другом знаменитом трицикле Guzzi 500U 3×2 Motocarro Militare, однако этот двигатель оказался недостаточно мощным. Каркано разработал совершенно новый V-образный двигатель, объемом 750 куб. см., получивший название Carcano V7 – в честь своего создателя.

Основой трицикла была двойная трубчатая рама, поперек которой устанавливался двигатель. Передняя подвеска была на цилиндрических рессорах, в то время как задние колеса подвешивались на продольных штангах с резиновыми рессорами, которые можно было раздвигать и сдвигать на ходу, меняя ширину колеи на 800, 830 или 1300 мм. Для увеличения проходимости трицикл имел на задних осях два специальных рычага с малыми колесами, на которые при необходимости надевались металлические гусеницы. Это приспособление также увеличивало максимальный преодолеваемый уклон с 27° до 31°.

Mulo Meccanico в разрезе

Mulo meccanico имел постоянный привод на все три колеса, 6-ступенчатую коробку передач, заднюю передачу, отключаемый дифференциал между передним колесом и задней осью, отключаемый дифференциал на задней оси. Центральный блокируемый дифференциал разделял крутящий момент между передним колесом (20%) и задней осью (80%).

За сиденьем водителя размещались аккумулятор, топливный бак и запасное колесо. За баком располагалась небольшая грузовая платформа с полезной нагрузкой до 500 кг.

Демонстрация возможностей Mulo Meccanico

На практике Mulo Meccanico не оправдал ожиданий. Для управления и ремонта такой сложной машины требовались повышенные познания в технике, следовательно более квалифицированный персонал, таким образом возрастала стоимость эксплуатации. Второй основной претензией военных была недостаточная безопасность. В следствие упомянутой сложности управления в результате опрокидывания трицикла погибло несколько водителей. Таким образом в 1963 году производство Mulo Meccanico было прекращено, хотя он оставался на вооружении до 1970-х годов.


Производитель Societa Antonima Moto Guzzi, г. Мандело дель Ларио, Италия
Годы выпуска 1960 – 1963
Количество, шт 200
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип V-образный, верхнеклапанный, с воздушным охлаждением
Объем двигателя, см3 754
Диаметр и ход поршня, мм 80 x 75
Мощность 20 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание Marelli S89A
Карбюратор Weber 26IMB1 или IMB4
Аккумулятор 6В, Marelli
Сцепление однодисковое, сухое
Коробка передач 6-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая, дуплексная
Передняя подвеска пружинная, телескопическая
Задняя подвеска продольные штанги с резиновыми рессорами, с возможностью изменения ширины колеи
Тормоза гидравлические на задних колесах, механические на переднем колесе
Размеры колес 15 x 6,0
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3 000
Ширина, мм
1 100 – 1 570
Высота, мм
1 420
Колесная база, мм
2 050
Клиренс, мм
250*
Высота сидения, мм
900*
Масса, кг
1 000
Емкость бензобака, л
     53
Максимальная скорость, км/ч
     50
Дальность, км
   350

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Возвращение к жизни

Экземпляр коллекции «Мотомира Вячеслава Шеянова» был приобретен у коллекционера в итальянском городе Римини реставратором Костантино Фронталини. По мнению итальянского эксперта, Mulo Meccanico – одно из самых сложных военных транспортных средств за всю историю. Механические мулы производились в период с 1960 по 1963 гг., и было выпущено всего 200 шт.

Вся механика и внешний вид трицикла были исторически корректно восстановлены, чтобы выглядеть точно так же, как и в 1960-е годы на службе в горных войсках Alpini.

Фотографии до/после реставрации:

Изначально трицикл был в относительно неплохом состоянии и весьма комплектным, однако нуждался в полной реставрации. Работа длилась около 6 месяцев. Основной проблемой было нахождение множества аксессуаров, которыми изначально оборудовалось транспортное средство:

  • Мушкет Breda, модель 38/49. Изначально Mulo Meccanico был оборудован подставкой для этого оружия. Предыдущая модель не имела безопасного замка для предотвращения случайных выстрелов;
  • Гусеницы на задних колесах, цепь на переднем колесе;
  • Белые лыжи, ранее использовавшиеся Альпийским корпусом. Это очень специфичный и редкий аксессуар. Под лыжами была кожа тюленя, на не давала лыжам соскальзывать. На лыжи могли устанавливаться носилки.

Фотографии процесса реставрации

Кроме того, на трицикл были нанесены корректные тактические знаки:

  • Итальянский флаг с левой стороны;
  • Эмблема дивизиона “Taurinense” на правой стороне. Это был один из важнейших дивизионов Alpini в Италии. Дивизион получил свое имя от названия Турина, города, в котором располагался.