Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №75

В довоенное время и во время Второй мировой войны Moto Guzzi поставлял серию мототрициклов (ит. mototriciclo) и трехколесных грузовых автомобилей (ит. motocarro) в итальянскую армию. Эти машины, полюбившиеся военным за их ремонтопригодность и относительную дешевизну, составляют серьезную веху в истории итальянских вооруженных сил, постоянно испытывавших дефицит в технике и топливе.

Гражданская версия Moto Guzzi Mototriciclo 32. Всего 163 экземпляра Mototriciclo 32 было произведено для основной части населения.

Mototriciclo 32 – это первая трехколесная машина, которую использовала Итальянская армия во время Второй мировой войны. Мототрицикл начал применяться в 1935 г., когда Италия оккупировала Восточную Африку, и военные быстро оценили ее за высокие показатели маневренности и надежности, объединенные с неплохой грузоподъемностью. Во время Второй мировой войны она успешно использовалась на всех фронтах. За все время производства Moto Guzzi изготовил специально для военных 935 мототрициклов модели 32.

Армейская версия Moto Guzzi Mototriciclo 32. Редкое фото из коллекции Костантино Фронталини.

Mototriciclo 32 представлял собой трехколесную версию модели Sport 15. Следуя типичному для подобных машин дизайну, мототрицикл комплектовался передней пружинной подвеской, конструктивно объединенной с задним подрамником, к которому крепилась ведущая двухколесная ось. Привод осуществлялся благодаря тому же 500-кубовому двигателю, что и в родительской модели, через 3-х ступенчатую коробку передач, при помощи открытой цепи, однако передаточное отношение было снижено, вследствие возросшего веса мотоцикла. Грузоподъемность трицикла равнялась 500 кг. Стандартный кузов представлял собой открытый ящик, предназначенный для перевозки грузов. Существовали также и армейские вариации кузова с креплением для пулемета.

Moto Guzzi Mototriciclo 32

Реставрация Moto Guzzi Mototriciclo 32 для коллекции “Мотомира Вячеслава Шеянова” была выполнена в мастерской Костантино Фронталини. Для мототрицикла был выбран оригинальный песочный маскировочный цвет (Матовый Колониальный). Кроме того, сеньор Фронталини дополнил машину одной особенно интересной опцией: полевой радиостанцией. Этот аксессуар был сконструирован в 30-х годах фирмой Аллоккио Баккини (Allocchio Bacchini) для Итальянской армии, и представлял собой полезнейшее средство связи между фронтом и генеральным штабом. Любопытно, что буквально ещё какие то несколько лет до того связь осуществлялась при помощи почтовых голубей.

Производитель Societa Antonima Moto Guzzi, г. Мандело дель Ларио, Италия
Годы выпуска 1933 – 1936
Количество, шт 1 078
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип одноцилиндровый, 4-тактный
Объем двигателя, см3 498,4
Диаметр и ход поршня, мм 88 x 82
Мощность 13,2 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето Marelli
Карбюратор Amal
Аккумулятор 6 В
Сцепление многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска параллелограммная с фрикционным демпфером
Задняя подвеска листовые рессоры
Тормоза передние – барабанные, задние – ленточные
Размеры колес 19 x 3,50
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 850
Ширина, мм
1 200
Высота, мм
1 090
Колесная база, мм
2 000*
Клиренс, мм
   130
Высота сидения, мм
780*
Масса, кг
   338
Емкость бензобака, л
    18
Максимальная скорость, км/ч
    53
Дальность, км
   272

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Возвращение к жизни

Экземпляр коллекции с номером двигателя 25126 и номером рамы F901 был приобретен реставратором Костантино Фронталини в Италии в начале 2014 года вместе с трициклом Benelli M36 в достаточно комплектном состоянии. Трицикл использовался во время Второй мировой войны в военной версии, однако на момент приобретения находился в гражданских цветах. Реставратор предложил восстановить транспортное средство в версию “Genio Militare” (военный корпус инженеров), оборудовав радиостанцией и окрасив в камуфлированные цвета, которые использовались в Африке (матовый песочный). Нахождение оригинальной радиостанции оказалось невозможным, поэтому было решено изготовить муляж, в точности повторяющий оригинал.

При первичном анализе реставратор выявил наличие следующих неоригинальных/неправильных частей: деревянный кузов, руль, переключатели на руле, передняя фара и выхлопная система; а также отсутствие таких элементов, как: задняя фара, номерной знак и кронштейн, значок “Regio Esercito” (“Королевская армия)” на передней вилке, деревянный кузов, ящики для инструментов, тент и другие мелкие части. В течение месяца были найдены практически все корректные части, за исключением деревянного кузова и двух ящиков для инструментов, располагавшихся по обеим сторонам трицикла. Эти части необходимо было воссоздать.

Далее последовали следующие этапы процесса восстановления:

  • Разборка и пескоструйка;
  • Конструирование деревянного кузова с использованием тех же материалов и того же метода работы, как при производстве трицикла;
  • Покраска грунтовкой для предотвращения коррозии;
  • Первичная сборка;
  • Реставрация двигателя;
  • Установка номерного знака на переднее крыло и значка “Regio Esercito” на переднюю вилку;
  • Реставрация и установка седла;
  • Реставрация и установка листовых рессор;
  • Установка деревянного кузова;
  • Антикоррозийная обработка крепежных элементов;
  • Замена поврежденных частей;
  • Реставрация рамы;
  • Реставрация и установка трансмиссии;
  • Реставрация тормозов задних колес;
  • Реставрация выхлопной системы;
  • Реставрация подставок для ног водителя;
  • Завершение деревянного кузова;
  • Реставрация и установка топливного и масляного баков;
  • Реставрация переднего крыла;
  • Реставрация щитков для защиты от брызг;
  • Конструирование ящиков для инструментов;
  • Покраска и сборка;
  • Финальная сборка;
  • Первый выезд;
  • Установка деревянного кузова;
  • Нанесение тактических знаков;
  • Установка тента на деревянный кузов;
  • Установка радиостанции и аксессуаров;
  • Дорожные испытания.

Процесс полной реставрации этого редчайшего трицикла занял менее года. Выражаем огромную благодарность сеньору Костантино Фронталини и его команде!