Motorworld’s paper №39

Even though Sweden was a neutral country during WWII, it could not overlook Germany’s militarization, so it made every effort to raise its own defense capacity in order to withstand an enemy’s possible attack. In 1935 the Swedish government approached the Husqvarna company requesting it to develop a military all-terrain motorcycle—it got the name 112TV. In 1942 the production of M/42, a conceptually analogous motorcycle, was restarted at the factory owned by Monark company. Monark manufactured the frame for M/42, and Albin made the engine and the transmission.

Monark Albin M/42

The motorcycle had a hybrid frame, partially tubular and partially stamped steel. The front suspension was of parallelogram type, with coil springs, and the rear suspension was of the plunger type. The motorcycle got a single-cylinder, 495-cc engine. The transmission gear box had 3 speeds, with foot pedal control. The drive was effected by the open chain. Motorcycles had two fuel tanks so that the smaller tank was intended for high-octane fuel in order to facilitate the cold start of the engine.

Monark Albin M/42

Beside the OHV version, this motorcycle was produced with an L-head engine that could develop 15 h.p. (as opposed to 20 h.p. for the OHV version). The second important difference was that the L-head model had a rigid rear suspension.

Monark Albin M/42

In 1942-43 around 3300 M/42 motorcycles were produced (3000 OHV units and 300 L-head units), and many of them were still in service in the Swedish and Danish army until the 1960-s.

Manufacturer Cykelfabrieken Monark, Varberg (Sweden)
Years of manufacture 1942 – 1943
Quantity produced, units 3 300
Price
Today’s value
ENGINE AND TRANSMISSION
Type Single-cylinder, OHV, air-cooled
Engine capacity, cc 495
Bore and stroke, mm 79 x 101
Engine rating 20 h.p. at 4000 rpm
Sparking Bosch magneto, type W 175-T
Carburetor Amal 276
Battery 6 V
Clutch Multiple-plate, oil-bath
Transmission 3-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Hybrid, tubular and forged
Front suspension Parallelogram, with frictional damper
Rear suspension Plunger-type, with spring shock absorbers
Brakes Spot-type, with internal expanding shoes
Wheel size 3,50 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 120
Width, mm
   740
Height, mm
   940
Wheelbase, mm
1 410
Ground clearance, mm
   145
Seat height, mm
   760
Mass, kg
   200
Gas tank size, l
     13,5
Maximum speed, km/h
   110
Range, km

Аудиоверсия статьи:

Хотя Швеция и занимала нейтральное положение во время Второй мировой войны, она не могла не обратить внимание на милитаризацию Германии и прилагала усилия для повышения собственной обороноспособности на случай нападения возможного врага. Так, в 1935 году шведское правительство обратилось к компании Husqvarna с запросом на разработку армейского мотоцикла высокой проходимости, получившего обозначение 112TV. В 1942 году производство концептуально аналогичного мотоцикла – M/42 – возобновилось на заводе компании Monark. Раму для M/42 выпускала сама компания Monark, а двигатель и трансмиссию – Albin.

Monark Albin M/42

Рама на мотоцикле была гибридная, частично трубчатая, частично из штампованной стали. Передняя подвеска была параллелограммной с винтовыми пружинами, а задняя – плунжерного типа. Двигатель на мотоцикл устанавливался одноцилиндровый, объемом 495 кубов. Коробка передач была трехступенчатой с ножным переключением. Привод осуществлялся открытой цепью. Мотоциклы комплектовались двойными бензобаками, при этом бензобак меньшего объема предназначался для высокооктанового топлива, чтобы облегчить холодный старт двигателя.

Monark Albin M/42

Помимо верхнеклапанной версии мотоцикл выпускался также с нижнеклапанным мотором, развивавшим 15 л.с. (в отличии от 20-сильной верхнеклапанной машины). Вторым важным отличием была жесткая задняя подвеска на нижнеклапанной модели.

Monark Albin M/42

В период с 1942 по 1943 годы было произведено около 3300 мотоциклов M/42 (3000 с верхнеклапанными и 300 с нижнеклапанными двигателями), многие из которых оставались на службе в шведской и датской армиях до 1960-ых годов.

Производитель Cykelfabrieken Monark, г. Варберг, Швеция
Годы выпуска 1942 – 1943
Количество, шт 3 300
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип одноцилиндровый, вернеклапанный, воздушного охлаждения
Объем двигателя, см3 495
Диаметр и ход поршня, мм 79 x 101
Мощность 20 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето Bosch W 175-T
Карбюратор Amal 276
Аккумулятор
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы гибридная трубчато-кованная
Передняя подвеска параллелограммная с фрикционным демпфером
Задняя подвеска плунжерного типа с пружинными амортизаторами
Тормоза колодочные с внутренними разжимными колодками
Размеры колес 3,50 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 120
Ширина, мм
   740
Высота, мм
   940
Колесная база, мм
1 410
Клиренс, мм
   145
Высота сидения
   760
Масса, кг
   200
Емкость бензобака, л
     13,5
Максимальная скорость, км/ч
   110
Дальность, км