Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 28
Видео тест-драйва
Matchless – одна из старейших марок мотоциклов, была основана Генри Гербертом Кольером (Henry Herbert Collier) в 1878 году.

Как и большинство современников, он начинал с производства велосипедов. Дела у компании шли вполне успешно, а у самого Кольера подрастали трое сыновей – Гарри, Чарльз и Берт младший. Вскоре оказалось, что сыновья унаследовали от отца инженерный талант, а кроме того склонность к предпринимательству и страсть к гонкам. В 1898 году старшие сыновья Гарри и Чарльз начали работать в фирме отца. Тогда же компания Matchless начала экспериментировать с установкой на свои велосипеды двигателей внутреннего сгорания.

Первый серийный мотоцикл Matchless был выпущен в 1901 году. Он имел одноцилиндровый мотор MMC (дизайн которого происходил от французского «de Dion»), подвешенный к передней трубе рамы, и ременную передачу на заднее колесо.

В 1905 году был представлен мотоцикл с двухцилиндровым V-образным двигателем ДжАП. Этот мотоцикл одним из первых в мире получил не только переднюю рычажную подвеску, но и маятниковую заднюю.

В 1899 году Чарльз выиграл свою первую гонку. За ней последовала целая череда побед и рекордов. К 1905 году уже известный в Великобритании мотогонщик Чарльз Кольер был избран представлять свою страну в гонках на Международный кубок, проводимых во Франции. На этот раз Чарльзу не повезло – упомянутый выше мотоцикл с двигателем «ДжАП» сошел с дистанции из-за поломки шатуна. При этом Гарри, который также участвовал в соревнованиях, занял почетное третье место.

На следующий год гонка на Международный кубок проходила в Австрии. Братья Кольеры снова приняли в ней участие, однако не заняли призовых мест. После окончания соревнований команда британских гонщиков отправилась домой на поезде, в одном из купе которого между Чарльзом и Гарри Кольерами, их отцом Гербертом и менеджером британской команды маркизом Маузилли де Сен Map состоялся любопытный разговор. Обсуждались требования к мотоциклам, допускаемым до соревнований на Международный кубок. Братья Кольеры настаивали на том, что требование к весу мотоцикла – не более 50 кг, было абсурдным и не безопасным, т.к. облегчая свои машины гонщики были вынуждены жертвовать надежностью конструкций, при том, что скорости были довольно велики. К тому же спортивные мотоциклы получались совершенно не похожими на стандартные рыночные экземпляры. Было решено организовать собственные соревнования, к которым допускались бы стандартные дорожные мотоциклы. Так родилась знаменитая гонка «Турист Трофи» (Tourist Trophy). Уже на будущий год первые соревнования «Турист Трофи» состоялись на острове Мэн. В классе одноцилиндровых мотоциклов победил Чарльз Кольер.

Тем временем регулярно выходили новые модели Matchless. Мотоциклы комплектовались покупными двигателями, линейка которых расширилась и включала таких производителей, как МАГ, Блэкберн и ДжАП.

Наконец в 1923 году был представлен мотоцикл с собственным двигателем объемом 350 куб. см – модель L/3. Затем последовали модели L/R, M, L/4 и другие. Компания Matchless процветала, удачные 20-е годы омрачились только смертью Герберта Генри Кольера в 1925 году. Его сыновья, однако, уже давно зарекомендовали себя как талантливые предприниматели и инженеры, и было очевидно, что они достойно продолжат дело отца.

В декабре 1929 года на выставке в знаменитом экспозиционном центре Олимпия компания Matchless представила сенсационную новинку конструкции Чарльза Кольера. Машина, получившая звучное имя Silver Arrow («Серебрянная стрела»), отличалась двухцилиндровым V-образным 397-кубовым двигателем со столь малым развалом цилиндров (18°), что блок и головка цилиндров были выполнены едиными отливками. Внешне двигатель производил впечатление рядного. Единый распредвал был перпендикулярен к оси вращения коленвала, поэтому нижние клапаны располагались вертикально. Заднее колесо имело маятниковую подвеску: две цилиндрические пружины и фрикционный демпфер были установлены под седлом. Над рулем располагалась приборная панель.

Разработкой Стрелы занимался Чарльз Кольер. Мотоцикл оказался не слишком удачным – он демонстрировал хорошую плавность хода и был довольно тихим, но не быстрым – двигатель выдавал 16 л.с., что позволяло разогнаться только до 95 км/ч. За бесшумность и плавность работы машину сразу же окрестили «шепчущим чудом» – whispering wonder, однако скорости это не добавляло. К тому же у мотоцикла были и другие проблемы – частые перегревы двигателя, поломки коробки передач и привода тормозов. Несмотря на высокую оценку прессы, продавался мотоцикл плохо.

Ariel Square Four из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Однако идеи Чарльза Кольера были интересны, а двигатель Silver Arrow – инновационным. Нужен был ещё один шаг вперёд и эстафету перенял Берт Кольер младший, к тому времени уже работавший в компании вместе со старшими братьями. Он решил доработать мотоцикл и в результате объем двигателя увеличился до 592 куб. см, а мощность возросла до 36 л.с. Верхний распредвал теперь уже 4-х цилиндров приводился в движение единственным валом (в отличие от основного конкурента – Ariel Square Four, где привод был двумя валами), все четыре цилиндра питались от одного карбюратора Amal. Неудачная трехступенчатая коробка была заменена на четырехступенчатую. Верхний предел скорости поднялся до отметки 137 км/ч.

Так появился Silver Hawk – первый в мире мотоцикл схемы V4 с сухим картером. Сам мотор мотоцикла был крайне необычным. Дело в том, что четырехцилиндровые двигатели в то время делали рядными (как, например, у упомянутого Ariel), что увеличивало колесную базу мотоцикла, делало его более громоздким. V-образная четверка решала эту проблему – мощность четырех цилиндров вкупе с компактностью мотора обеспечивала Matchless Silver Hawk спортивный вид, чего и добивался Кольер. Кроме того задняя подвеска была подрессоренной – еще одно достижение Серебряного Ястреба, единственного в мире 4-х цилиндрового мотоцикла, обладавшего в 1930-х подобным преимуществом.

Matchless Silver Hawk

Первое появление Matchless Silver Hawk на публике состоялось в Лондоне 10 ноября 1930 года на выставке в знаменитом экспозиционном центре Олимпия, где мотоцикл моментально привлек к себе внимание своим четырехцилиндровым мотором. Двухцилиндровые мотоциклы – не редкость в наше время, но в Англии 30-ых годов любой мотоцикл, имевший более одного цилиндра считался довольно престижным, а четырехцилиндровые машины – настоящей роскошью. Именно поэтому Silver Hawk стал флагманом компании.

Matchless Silver Hawk

В 1931 году начался серийный выпуск мотоцикла. К сожалению, время для Luxury мотоциклов было не самое удачное. Сложность конструкции Серебряного Ястреба и, как следствие, высокая цена привели к тому, что машины изготовлялись только под заказ, поэтому сейчас это один из самых редких элитных мотоциклов в мире, один из которых оказался в собрании «Мотомира Вячеслава Шеянова».

Matchless Silver Hawk

Предыдущий владелец мотоцикла – Пэт Гилл (Pat Gill), известный в кругах британских коллекционеров, мотоэксперт передал мотоцикл в коллекцию «Мотомира» в прекрасном состоянии. Пэт приобрел Silver Hawk в середине 1950-х годов и являлся третьим по счету его владельцем. На тот момент мотоцикл представлял из себя груду металлолома. Тем не менее, Пэт отметил хорошую сохранность деталей и приобрел мотоцикл в качестве реставрационного проекта. 10 лет потребовалось на поиск всех недостающих запчастей и еще 3 года на реставрацию мотоцикла.

Результат оказался крайне удачным – многие годы Пэт Гилл участвовал со своим Matchless Silver Hawk в разнообразных слетах, заездах и конкурсах раритетной техники, неизменно завоевывая награды. Так, на британском ретро-шоу «RealClassic» в 2011 году мотоцикл занял 2-е место в категории «Лучший мотоцикл до 1950 г.», а в 2012 победил в номинации «Лучший британский мотоцикл». В 2013 году во время ретро-моторалли «FIVA» в Латвии мотоцикл был отмечен финским журналом «Auto Moto Retro» и получил приз как «Наиболее технически интересная модель».

Производитель Matchless Motor Cycles (Colliers) Ltd, Англия
Годы выпуска 1931-1935
Количество, шт
Стоимость £ 78.10
Стоимость в современных ценах $ 6 388
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 4-цилиндровый, верхнеклапанный типа OHC, схемы V4
Объем двигателя, см3 592
Диаметр и ход поршня, мм 50,8 х 73
Мощность 36 л.с.
Зажигание динамо Lucas
Карбюратор
Аккумулятор 6 В
Сцепление в масляной ванне
Коробка передач 4-х ступенчатая Sturmey Archer
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска пружинная
Задняя подвеска кантилеверного типа
Тормоза барабанные
Размеры колес переднее 3,25 х 19, заднее 4,00 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 150*
Ширина, мм
850*
Высота, мм
1 100*
Колесная база, мм
1 422
Клиренс, мм
150*
Высота сидения, мм
750*
Масса, кг
    172
Емкость бензобака, л
     9,5
Максимальная скорость, км/ч
    137
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.