This entry is also available in: Английский, Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №53
Видео тест-драйва
Марка «Марс» в истории мотоциклостроения прочно связана со знаменитой моделью A20, получившей прозвище «Белый Марс» за характерный цвет абсолютного большинства этих машин. Мотоцикл был доступен также в красном и зеленом цветах, однако именно строгий минималистичный белый стал цветом, ассоциирующимся с этой моделью. Mars A20 – легенда среди немецких мотоциклов, неспроста в 1983 году ему посвятили почтовую марку. Самым интересным в этой модели был ее двигатель, производства Maybach.

Mars A20

Впервые выпущенный в 1920 году мотоцикл Mars A20 (именовавшийся еще Reisemaschine – мотоцикл для путешествий) стал средоточием новейших оригинальных технических решений. Начать с того, что на мотоцикле не было рамы в привычном смысле этого слова. Основу машины составляла коробчатая несущая ферма, в которой размещались бензо- и маслобаки, а также вещевой ящик. Под фермой был продольно расположен нижнеклапанный оппозитный двухцилиндровый мотор рабочим объемом 956 см3 и мощностью 7,3 л.с., оснащенный внешним маховиком, выполнявшим одновременно роль вентилятора системы принудительного воздушного охлаждения.

Mars A20

Рядом с ним «висел» карбюратор «Паллас» (Pallas) с восходящим потоком горючей смеси, а забор подогретого воздуха осуществлялся по длинному патрубку от заднего цилиндра. Мотор Mars получил очень хитрый механизм газораспределения: расположенный в верхней части блока распределительный вал, приводившийся от коленчатого вала парой прямозубых шестерен, непосредственно воздействовал на четыре сложной формы коромысла, каждое из которых управляло своим клапаном.

Мотор вместе с коробчатой фермой составляли единую силовую конструкцию, куда входил и картер двухступенчатой коробки передач. Трансмиссия мотоцикла заслуживает особого внимания: на поперечном валу располагались два барабана с внутренними фрикционными колодками. От каждого барабана к заднему колесу шла своя цепь, так что сзади располагались две звездочки. При выборе передачи один из барабанов тормозился, и крутящий момент передавался на заднее колесо. Поверх ведущих барабанов размещались ленточные тормозные механизмы – один с ручным, второй с ножным приводом.

Mars A20

Запуск двигателя осуществлялся по-автомобильному – вращающейся рукояткой через специальный привод. Поскольку в колесных ступицах тормозные механизмы отсутствовали, колеса были сделаны взаимозаменяемыми. Более того, даже в одиночном варианте Марс А 20 мог нести с правой стороны запасное колесо. Дополняла облик машины короткорычажная передняя вилка очень сложной конструкции.

Mars A20

Постоянно модернизируясь, «Белый Марс» выпускался до 1932 года. Всего было выпущено чуть более тысячи экземпляров.

Производитель Mars Werke, AG, г. Нюрнберг, Германия
Годы выпуска 1920-1932
Количество, шт 1 000
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип нижнеклапанный оппозитный двухцилиндровый
Объем двигателя, см3 956
Диаметр и ход поршня, мм 80 х 95
Мощность 12 л.с.
Зажигание магнето Bosch
Карбюратор Pallas
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач 2-скоростная
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы коробчатая несущая ферма
Передняя подвеска короткорычажная сложной конструкции
Задняя подвеска жесткая
Тормоза ленточные (с ножным и ручным приводом)
Размеры колес 3,0 х 22
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 300*
Ширина, мм
1 800*
Высота, мм
1 250*
Колесная база, мм
1 600*
Клиренс, мм
   130*
Высота сидения
   840*
Масса, кг
   155
Емкость бензобака, л
     10
Максимальная скорость, км/ч
     80
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.