This entry is also available in: Английский Китайский



Мотомириада №86

Мотоцикл МЛ-3

История серпуховских мотоциклов началась в 1939 году. Конструкторский отдел стал работать над совершенствованием мотоцикла МЛЗ с двухтактным двигателем 125 см куб., мощностью 3 л.с. В программе завода, кроме мотоциклов и запчастей к ним, были запланированы: выпуск учебных разрезных моделей моторов из некондиционных и бракованных деталей, производство необходимой упаковки для изделий и ширпотреб (оконные и дверные ручки, рамки для фотокарточек, ножи для фруктов и пр.). Объем работы был небольшой. В 1940 году завод выпустил только опытную партию мотоциклов МЛЗ.
В 1942 году Государственный Комитет Обороны принял решение об организации в Серпухове Ведущего конструкторского бюро по мотоциклам (ВКБ). Его костяк составили инженеры, прибывшие из Ижевска, во главе с бывшим главным конструктором Ижевского мотозавода Всеволодом Вячеславовичем Рогожиным. В 1946 году ВКБ было преобразовано в Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения (ЦКЭБ).

М-76

К этому времени состоялось решение Главмотовелопрома об изготовлении на Серпуховском мотозаводе новой модели мотоцикла Л-8 уже с четырехтактным верхнеклапанным двигателем, 350 куб. см, мощностью 8 л.с. На СМЗ с Ленинградского мотоциклетного завода поступила техническая документация. После соответствующей подготовки предприятие перешло на освоение новых мотоциклов марки Л-8, первая партия которых в количестве 180 штук была выпущена в июне 1941 года. Дальнейшего развития производство мотоциклов Л-8, однако, не получило. Помешала Отечественная война.

М-76

В октябре 1941 года основной состав людей и большинство оборудования были эвакуированы на восток. Оборудование, установленное на Ижевском машиностроительном заводе, использовалось для производства оборонной техники. Здесь осталась часть работников, а другая часть с документацией для производства мотоциклов была направлена в Тюмень, куда в то же время прибыли люди с Таганрогского инструментального завода, а также оборудование и оснастка для выпуска мотоциклов АМ-600.

ТИЗ-АМ-600 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Серпуховский завод начал восстанавливаться после разгрома немецкой армии под Москвой. По направлению Министерства автопромышленности в Серпухов приехали специалисты: В.В. Рогожин, С.Ю. Иваницкий, Н.И. Салехов, К.И. Матюшин, имея правительственное задание наладить ремонт трофейных мотоциклов.

СМЗ являлся единственным заводом по ремонту трофейных мотоциклов. Чем стремительней наступала Советская Армия, тем больше прибывало трофеев. Во время Сталинградской кампании железнодорожная станция Серпухов-II была буквально завалена искалеченными немецкими мотоциклами. На заводе их спешно восстанавливали и направляли обратно на фронт уже против немцев.
Потом, наряду с трофеями, на завод стали приходить поступающие в СССР по ленд-лизу из США мотоциклы «Harley-Davidson» и «Indian»; а из Ирбита коляски для мотоциклов М-72. На заводе изготовлялись крепежные детали, посредством которых американские мотоциклы монтировались с ирбитскими колясками. Кроме того, с 1944 по 1946 год выпускались запасные части к мотоциклам АМ-600. В 1946 г. завод поступил в подчинение Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения (начальник Н.П. Сердюков) на правах опытного цеха, на СМЗ начался выпуск специальных опытных двигателей внутреннего сгорания.

Одно из направлений работы ЦКЭБ – совершенствование конструкций машин советских мотозаводов. Так, когда в 1947 году в Ирбите начали выпускать спортивный 750-кубовый мотоцикл М-75, в Серпухове взялись за его доводку.

М-75 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

М-80 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

На новом мотоцикле с индексом М-76 заменили чугунные цилиндры алюминиевыми, поставили новые распредвалы и сделали систему смазки с сухим картером. Степень сжатия подняли до 9 единиц, применили магнето в системе зажигания. Мощность двигателя выросла с 35 до 38 л.с., вариант для рекордных заездов (показавший скорость 206 км/ч) выдавал еще больше.

М-76

В системе выпуска мотоциклов М-75, М – 76, М – 75М, М-80 вместо глушителей применялись мегафоны, считалось, что они на скорости создают разрежение, что должно было способствовать лучшему очищению от отработанных газов. Такой выхлоп в сочетании с высокофорсированным оборотистым двигателем создавал чудовищный шум. Зрители такие мотоциклы называли “Адский оргАн”.

Б. Н. Свешников на трассе

В 1948–1949 годах в Серпухове сделали около пятидесяти таких машин под индексом М-76.

На мотоцикле М – 76 разбился мастер спорта СССР Борис Николаевич Свешников. 21 августа 1954 года на тренировочных заездах этапа чемпионата СССР по шоссейно- кольцевым гонкам в Таллине при торможении его вынесло с трассы. Мотоцикл почти не пострадал, а гонщик, пробив своим телом каменный забор и получил травмы, не совместимые с жизнью. После этого с 1954 года участие одиночных мотоциклов класса 750 куб.см. было прекращено.

 

Производитель Серпуховский мотоциклетный завод (СМЗ)
Годы выпуска 1948-1949
Количество, шт 50
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип верхнеклапанный оппозитный с сухим картером
Объем двигателя, см3 820
Диаметр и ход поршня, мм
Мощность 38-40 л.с. при 5300-5600 об/мин.
Зажигание
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы двойная трубчатая
Передняя подвеска пружинная с гидравлическим амортизатором
Задняя подвеска пружинная
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 100*
Ширина, мм 770*
Высота, мм 1 035*
Колесная база, мм 1 420*
Клиренс, мм 150*
Высота сидения, мм 700*
Масса, кг
  
Емкость бензобака, л
 
Максимальная скорость, км/ч
  
Дальность, км  

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.