Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №72

Во время войны в Советском Союзе работы по совершенствованию конструкции мотоцикла не прекращались. Многие разработки не сохранились до наших дней. Скудные архивные данные зачастую не позволяют воздать должное русскому инженерному гению, и чтобы восполнить пробелы проделывается уникальная работа. Так, реставратор Алексей Попов в своей мастерской изготовил для коллекции Мотомира две реплики М-73 – экспериментального советского мотоцикла с приводом на колесо коляски. При этом для каждого мотоцикла в мастерской Алексея Попова заново был изготовлен привод на колесо коляски… на основании единственного чертежа, сохранившегося как часть отчета об испытаниях мотоцикла на полигоне ГАБТУ!

Стоит отметить, что во время испытаний в 1944 году в Красной Армии отечественных полноприводных мотоциклов не было. Однако было захвачено достаточное количество трофейных мотоциклов с приводом на колесо коляски – в основном немецких BMW и Zündapp. Они настолько хорошо зарекомендовали себя, что командование КА дало задание на разработку и испытание подобной конструкции для собственных нужд.

Первые испытания М-73 состоялись в 1944 году. Представленные к испытаниям машины были основаны на базе серийного М-72. Отличия заключались в наличии:

  1. привода на колесо коляски;
  2. тормоза на колесе коляски;
  3. передаточного числа редуктора задней передачи 4,62 (вместо 3,79 мотоцикла М-72).

Один из экспериментальных мотоциклов М-73 имел серийный двигатель М-72. На второй устанавливался опытный верхнеклапанный двигатель М-75. Одновременно с двумя М-73 в испытаниях принимал участие серийный М-72. Задачей этих мотоциклов было испытать на полигоне ГАБТУ возможности и преимущества конструктивной схемы привода на колесо коляски. Согласно отчету, цели испытаний были следующие:

  1. Выявить тактико-техническую характеристику мотоциклов М-73.
  2. Определить надежность работы агрегатов и деталей опытных образцов мотоциклов М-73.
  3. Определить эксплоатационные показатели мотоциклов М-73.
  4. Определить соответствие мощности двигателя М-72 при наличии привода на колесо коляски.
  5. Дать сравнительную оценку проходимости М-73 с мотоциклом М-72

Опытные образцы мотоциклов на “тяжелых” грунтах (грязных проселочных дорогах и песчаных участках) действительно показали значительно лучшую проходимость по сравнению с серийной моделью. Управляемость серийным М-72 особенно ухудшалась при движении по грязной разбитой дороге, когда мотоцикл затягивало в колею и дальнейшее движение было невозможно. Мотоцикл М-73 свободно выходил из колеи.

Но, несмотря на преимущества, изготовленная конструкция привода на колесо коляски имела несколько слабых узлов и деталей и в конце испытаний, после сотен километров пробега, некоторые узлы были попросту сломаны. По результатам была выдана рекомендация по изменению и усилению данных узлов, в случае, если бы машина пошла в серийное производство.

Однако этого не случилось. Согласно архивным данным, было признано, что серьезных преимуществ перед серийными моделями М-73 не имел, а увеличившаяся стоимость и сложность производства делали его производство невыгодным.

К теме М-73 вернулись в 1947 г. (об испытаниях 1947 г. читайте также в статье о верхнеклапанной версии М-73), когда ЦКБ Главмотовелопрома были организованы очередные испытания опытных мотоциклов. Как и в 1944-м году в них принимали участие две машины – с двигателем М-72 и с двигателем М-75 (И7В). Проходимость М-73 сравнивалась с серийным М-72, а также с BMW R-75, который показал себя лучшим на всех этапах испытаний, кроме прохождения заболоченного участка, на котором М-73 показал более высокую проходимость (при включенном приводе колеса коляски).

По результатам испытаний 1947 г. было определено, что установка привода на колесо коляски на серийный мотоцикл М-72 не имеет смысла, поскольку серийный двигатель М-72 не обладает достаточной мощностью.

Тактико-техническая характеристика мотоцикла М-73 (sv)

Годы выпуска 1944, 1947
Количество, шт 2
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный, 4-х тактный, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 78 х 78
Мощность 22 л.с. при 4400-4900 об / мин.
Зажигание батарейное
Карбюратор К-37
Аккумулятор
Сцепление однодисковое
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы двойная трубчатая
Передняя подвеска пружинная телескопическая с гидравлическим амортизатором
Задняя подвеска свечная пружинная без амортизаторов
Тормоза колодочные на всех колесах
Размеры колес 3,75 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 380
Ширина, мм
 1 690
Высота, мм
 1 000
Колесная база, мм
1 400
Клиренс, мм
   132
Высота сидения
790
Масса, кг
   355
Емкость бензобака, л
     21
Максимальная скорость, км/ч
    82,3
Дальность, км