This entry is also available in: Russian



Motorworld’s newspaper №72

Despite the World War II, the active work on motorcycle development in the Soviet Union had been kept up. But many developments didn’t survive to this day. The historical data is poor so we cannot pay tribute to all Russian geniuses of engineering science. To fill the gaps, we have to go through enormous amount of work. Alexey Popov, a restorer, made two replicas of M-73 at his workshop. The M-73 is an experimental Soviet motorcycle, having sidecar wheel drive. Each bike has a sidecar wheel drive made from scratch, using the only survived drawing, which was a part of the test report made by the General tank-automation command.

It should be noted that there were no all-wheel drive motorcycles in the Red Army in 1944. But a lot of motorcycles, having sidecar wheel drive, were captured during the war. Generally, they were BMW and Zündapp. These German motorcycles were so good that the Red Army command set a task to design the similar machine for army’s needs and test it.

The early tests were conducted in 1944. The prototypes were based on the М-72 model, but new motorcycles had the following differences:

  1. sidecar wheel drive;
  2. sidecar wheel brake;
  3. reverse gear ratio was 4.62 (M-72 had a 3.79 ratio).

One prototype was equipped with the M-72 engine. Another one had the ohv engine from the M-75 model. Along with two new M-73 motorcycles, a mass produced M-72 was put under the test. Both M-73 prototypes had to test the capabilities and advantages of the sidecar wheel drive. According to the report, the test objectives were as follows:

  1. To determine the operational and physical characteristics (M-73).
  2. To determine the reliability of assemblies and parts (M-73).
  3. To determine the performance data (M-73).
  4. To determine the M-72 motor output when using a sidecar wheel drive.
  5. To perform a comparative assessment of the off-road capabilities between M-73 and M-72.

On heavy-textured soils (muddy & sandy cross-country tracks), prototype models showed increased off-road capabilities compared to a production model. Steering response of M-72 was dramatically impaired on a muddy worn-down road – a motorcycle was drawn in the muddy track making further moving impossible. But the M-73 successfully got over such obstacle with no problem.

Nevertheless, the prototype had some design flaws – several assemblies and parts failed or broke by the end of the test. Based on the results, a recommendation was issued to modify and strengthen these components if the machine was going for mass production.

But it didn’t happen. According to the historical data, it was agreed that the machine had no significant advantages compared to a production model (i.e. standard M-73), and also an increased price and manufacturing challenges made its production unprofitable.

The M-73 project was revived in 1947 (read about this in our article describing the M-73 with an overhead valve engine) when the Central Design Bureau of the General Directorate for the production of motorcycles and bicycles launched another run of the regular tests. As in 1944, two machines were put under the test: one machine was equipped with the M-72 engine, another with the M-75 engine (I7V). The off-road capability of M-73 has been compared with a mass produced M-72 and BMW R-75, which showed the best results, excluding one part of the test where the M-73 was a winner thanks to the sidecar wheel drive.

According to the results of the tests in 1947, it was determined that the sidecar wheel drive applied to mass produced М-72 machines made no sense because the serial M-72 engine didn’t have enough power.

Years of manufacture 1944, 1947
Quantity produced, units 2
ENGINE AND TRANSMISSION
Type Twin-cylinder, opposite, 4-stroke, sidevalve
Engine capacity, cc 746
Bore and stroke, mm 78 х 78
Engine rating 22 hp at 4400-4900 rpm
Sparking Battery
Carburetor K-37
Battery 6 V
Clutch Single plate
Transmission 4-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Duplex tubular
Front suspension Spring-mounted, with hydraulic shock absorber
Rear suspension Candle-type spring-mounted, with no shock absorber
Brakes Drum type
Wheel size 3,75 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 380
Width, mm
 1 690
Height, mm
 1 000
Wheelbase, mm
1 400
Ground clearance, mm
   132
Seat height, mm
790
Mass, kg
   355
Gas tank size, l
     21
Maximum speed, km/h
    82,3
Range, km

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №72

Во время войны в Советском Союзе работы по совершенствованию конструкции мотоцикла не прекращались. Многие разработки не сохранились до наших дней. Скудные архивные данные зачастую не позволяют воздать должное русскому инженерному гению, и чтобы восполнить пробелы проделывается уникальная работа. Так, реставратор Алексей Попов в своей мастерской изготовил для коллекции Мотомира две реплики М-73 – экспериментального советского мотоцикла с приводом на колесо коляски. При этом для каждого мотоцикла в мастерской Алексея Попова заново был изготовлен привод на колесо коляски… на основании единственного чертежа, сохранившегося как часть отчета об испытаниях мотоцикла на полигоне ГАБТУ!

Стоит отметить, что во время испытаний в 1944 году в Красной Армии отечественных полноприводных мотоциклов не было. Однако было захвачено достаточное количество трофейных мотоциклов с приводом на колесо коляски – в основном немецких BMW и Zündapp. Они настолько хорошо зарекомендовали себя, что командование КА дало задание на разработку и испытание подобной конструкции для собственных нужд.

Первые испытания М-73 состоялись в 1944 году. Представленные к испытаниям машины были основаны на базе серийного М-72. Отличия заключались в наличии:

  1. привода на колесо коляски;
  2. тормоза на колесе коляски;
  3. передаточного числа редуктора задней передачи 4,62 (вместо 3,79 мотоцикла М-72).

Один из экспериментальных мотоциклов М-73 имел серийный двигатель М-72. На второй устанавливался опытный верхнеклапанный двигатель М-75. Одновременно с двумя М-73 в испытаниях принимал участие серийный М-72. Задачей этих мотоциклов было испытать на полигоне ГАБТУ возможности и преимущества конструктивной схемы привода на колесо коляски. Согласно отчету, цели испытаний были следующие:

  1. Выявить тактико-техническую характеристику мотоциклов М-73.
  2. Определить надежность работы агрегатов и деталей опытных образцов мотоциклов М-73.
  3. Определить эксплоатационные показатели мотоциклов М-73.
  4. Определить соответствие мощности двигателя М-72 при наличии привода на колесо коляски.
  5. Дать сравнительную оценку проходимости М-73 с мотоциклом М-72

Опытные образцы мотоциклов на “тяжелых” грунтах (грязных проселочных дорогах и песчаных участках) действительно показали значительно лучшую проходимость по сравнению с серийной моделью. Управляемость серийным М-72 особенно ухудшалась при движении по грязной разбитой дороге, когда мотоцикл затягивало в колею и дальнейшее движение было невозможно. Мотоцикл М-73 свободно выходил из колеи.

Но, несмотря на преимущества, изготовленная конструкция привода на колесо коляски имела несколько слабых узлов и деталей и в конце испытаний, после сотен километров пробега, некоторые узлы были попросту сломаны. По результатам была выдана рекомендация по изменению и усилению данных узлов, в случае, если бы машина пошла в серийное производство.

Однако этого не случилось. Согласно архивным данным, было признано, что серьезных преимуществ перед серийными моделями М-73 не имел, а увеличившаяся стоимость и сложность производства делали его производство невыгодным.

К теме М-73 вернулись в 1947 г. (об испытаниях 1947 г. читайте также в статье о верхнеклапанной версии М-73), когда ЦКБ Главмотовелопрома были организованы очередные испытания опытных мотоциклов. Как и в 1944-м году в них принимали участие две машины – с двигателем М-72 и с двигателем М-75 (И7В). Проходимость М-73 сравнивалась с серийным М-72, а также с BMW R-75, который показал себя лучшим на всех этапах испытаний, кроме прохождения заболоченного участка, на котором М-73 показал более высокую проходимость (при включенном приводе колеса коляски).

По результатам испытаний 1947 г. было определено, что установка привода на колесо коляски на серийный мотоцикл М-72 не имеет смысла, поскольку серийный двигатель М-72 не обладает достаточной мощностью.

Тактико-техническая характеристика мотоцикла М-73 (sv)

Годы выпуска 1944, 1947
Количество, шт 2
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный, 4-х тактный, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 78 х 78
Мощность 22 л.с. при 4400-4900 об / мин.
Зажигание батарейное
Карбюратор К-37
Аккумулятор
Сцепление однодисковое
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы двойная трубчатая
Передняя подвеска пружинная телескопическая с гидравлическим амортизатором
Задняя подвеска свечная пружинная без амортизаторов
Тормоза колодочные на всех колесах
Размеры колес 3,75 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 380
Ширина, мм
 1 690
Высота, мм
 1 000
Колесная база, мм
1 400
Клиренс, мм
   132
Высота сидения
790
Масса, кг
   355
Емкость бензобака, л
     21
Максимальная скорость, км/ч
    82,3
Дальность, км