Motorworld’s newspaper №71

In 1944, the General tank-automation command performed tests for motorcycles having a sidecar wheel drive. These machines were based on mass produced М-72 motorcycles. Two prototype models were manufactured (both had M-73 label): one was equipped with a standard M-72 engine and another one had a test M-75 overhead valve engine, which was based on the mass produced M-72 engine with cylinders & cylinder heads replaced. Interestingly, the test engine was partially built of German parts (cylinder heads, specifically). Another fact: that overhead engine showed an increased output & rpm but lower overall test results compared to a standard flathead M-72 engine.

None of these two motorcycles remained until today. 70 years passed since then, and now we have replicas built by Alexey Popov. Remember it was built from scratch using the only survived drawing as a part of the test report!

By 1944, the Soviet moto-engineers explored the captured German all-wheel drive BMW R-75 and Zündapp KS 750 and received an assignment from the Red Army command to create an own motorcycle with a sidecar wheel drive because there were no Soviet machines similar to the German ones. The new motorcycle was based on M-72, the Red Army’s war horse.

М-72 from the «Motorworld by V.Sheynov» collection

Zündapp KS 750 from the «Motorworld by V.Sheynov» collection

BMW R75 from the «Motorworld by V.Sheynov» collection

M-73 machines had the following differences (compared to a mass produced M-72):

  1. sidecar wheel drive;
  2. sidecar wheel brake;
  3. reverse gear ratio was 4.62 (M-72 had a 3.79 ratio).

Along with two new M-73 motorcycles, a mass produced M-72 was put under the test. Both machines had to test the capabilities and advantages of the sidecar wheel drive. According to the report, the test objectives were as follows:

  1. To determine the operational and physical characteristics (M-73).
  2. To determine the reliability of assemblies & parts (M-73).
  3. To determine the performance data (M-73).
  4. To determine the M-72 motor output when using a sidecar wheel drive.
  5. To perform a comparative assessment of the off-road capabilities between M-73 and M-72.

The sidecar wheel drive fell short of expectations on completion of testing. Although M-73 showed better off-road capability compared to the mass produced model, considerable gaps that should be eliminated were found (see the article describing a flathead M-73). Therefore, M-73 didn’t go into production.

In 1947, the Central design bureau of the General Directorate for the production of motorcycles and bicycles launched another run of the regular tests. As in 1944, two machines were put under the test: one machine was equipped with the M-72 engine, another one – with the M-75 engine (I7V). In order to determine an advantage of the sidecar wheel drive, the off-road capability of M-73 has been compared to M-72 (there were two test runs: with sidecar wheel drive on and off) and BMW R-75. BMW R-75 showed the best results excluding the boggy test on which M-73 was a winner (sidecar wheel drive was on). The advantage of M-73 was as follows: if two people would jump off the bike, it could proceed further without a stop while BMW R-75 immediately made a belly landing.

During the tests in 1947, the motorcycles has covered about 5,000 kms of asphalt, wetlands and sandy, muddy & country roads. Enormous stress the test machines were put under led to breakdown of components and assemblies that required an overhaul. Professionals of the Central design bureau of the General Directorate for the production of motorcycles and bicycles reached a conclusion that “because of design flaws revealed during the tests, M-73 cannot be cleared for production”. It’s interesting that the military of the General tank-automation command who performed an acceptance of the machine has reworded the conclusion as follows: “M-73 can be recommended for serial manufacture if the drive gear is improved followed by successful completion of tests”.

But that didn’t happen. The motorcycles built for 1944 & 1947 tests fell off the edge of the Earth. However you can always go to the Motoworld to see this engineering heritage.

Years of manufacture 1944, 1947
Quantity produced, units 2
ENGINE AND TRANSMISSION
Type Twin-cylinder, opposite, 4-stroke, OHV
Engine capacity, cc 746
Bore and stroke, mm 78 х 78
Engine rating Around 25 hp
Sparking Battery
Carburetor K-37
Battery 6 V
Clutch Single plate
Transmission 4-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Duplex tubular
Front suspension Spring-mounted, with hydraulic shock absorber
Rear suspension Candle-type spring-mounted, with no shock absorber
Brakes Drum type
Wheel size 3,75 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 380
Width, mm
 1 690
Height, mm
 1 000
Wheelbase, mm
1 400
Ground clearance, mm
   132
Seat height, mm
790
Mass, kg
   355
Gas tank size, l
     21
Maximum speed, km/h
    82,3
Range, km

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №71

В 1944 г. на полигоне ГАБТУ прошли испытания экспериментальных мотоциклов с приводом на колесо коляски, основанных на базе серийного мотоцикла М-72. Всего было изготовлено две опытных модели, получивших индекс М-73 – одна со стандартным мотором М-72, вторая – с опытным верхнеклапанным двигателем М-75, выполненным на базе серийного двигателя М-72, в котором были заменены цилиндры и головки цилиндров (кстати, экспериментальный двигатель был сделан частично из немецких деталей, например, головки двигателя были взяты от BMW; и, забегая вперед, скажем, что верхнеклапанный двигатель оказался немного мощнее, более оборотистым, однако по результатам испытаний показал себя хуже, чем стандартный нижнеклапанный мотор М-72).

Ни один из мотоциклов не сохранился до наших дней. Но спустя 70 лет в мастерской Алексея Попова специально для коллекции Мотомира были изготовлены реплики этих машин. Уникальная работа была проделана на основании единственного чертежа, сохранившегося как часть отчета об испытаниях!

Советские мотостроители, к 1944 году изучившие конструкции трофейных полноприводных мотоциклов BMW R-75 и Zündapp KS 750, получили задание от командования РККА на разработку собственного мотоцикла с приводом на колесо коляски, поскольку на тот момент отечественных аналогов немецким машинам не было. За основу был взят “боевой конь Красной армии” М-72.

М-72 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Zündapp KS 750 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

BMW R75 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Отличия мотоциклов М-73 от серийного М-72 заключались в наличии:

  1. привода на колесо коляски;
  2. тормоза на колесе коляски;
  3. передаточного числа редуктора задней передачи 4,62 (вместо 3,79 мотоцикла М-72).

Одновременно с двумя М-73 в испытаниях принимал участие М-72. Задачей испытаний было выявить возможности и преимущества конструктивной схемы привода на колесо коляски. Согласно отчету, цели испытаний были следующие:

  1. Выявить тактико-техническую характеристику мотоциклов М-73.
  2. Определить надежность работы агрегатов и деталей опытных образцов мотоциклов М-73.
  3. Определить эксплоатационные показатели мотоциклов М-73.
  4. Определить соответствие мощности двигателя М-72 при наличии привода на колесо коляски.
  5. Дать сравнительную оценку проходимости М-73 с мотоциклом М-72

По результатам испытаний изготовленная конструкция привода на колесо коляски не оправдала себя. Хотя М-73 и показал лучшую проходимость по сравнению с серийной моделью, были обнаружнеы значительные недоработки, требующие устранения (об испытаниях 1944 г. читайте также в статье о нижнеклапанной версии М-73). Таким образом М-73 в серию не пошел.

В 1947 г. ЦКБ Главмотовелопрома были организованы очередные испытания опытных мотоциклов М-73. Как и в в 1944-м году в них принимали участие две машины – с двигателем М-72 и с двигателем М-75 (И7В). Для выявления преимуществ привода на колесо коляски проходимость оценивалась по отношению к М-72 (для этого у опытного образца М-73 с двигателем М-72 попросту отключался привод на колесо коляски), а также с BMW R-75. Немецкая машина превзошла М-73 на всех этапах испытаний, за исключением одного – преодоление заболоченного участка при включенном приводе колеса коляски. Преимущество заключалось в том, что будучи разгруженным на два пассажира на ходу, М-73 смог продолжить движение без остановки, тогда как BMW R-75 сразу же проваливался, “садился” рамой на грунт.

В ходе испытаний 1947 г. мотоциклы прошли почти 5000 км по асфальту, песку, проселочным дорогам, грязи и болотам. Огромные нагрузки на опытные машины привели к серьезным поломкам узлов и агрегатов мотоциклов, требующих капитального ремонта. Специалисты ЦКБ Главмотовелопрома пришли к выводу, что “мотоцикл М-73 не может быть принят на серийное производство из-за наличия конструктивных недостатков, выявленных в результатах испытаний”. Интересно, что военная приемка ГАБТУ ВС имела на данный счет “особое мнение” и переформулировала вердикт таким образом: “мотоцикл М-73 может быть рекомендован для серийного производства после доработки конструкции привода и проведения дополнительных испытаний”.

Однако дополнительные испытания так и не случились. Мотоциклы, специально изготовленные для испытаний 1944 и 1947 гг., канули в лету. И только благодаря Мотомиру каждый может познакомиться с уникальным наследием советской инженерной мысли.

Тактико-техническая характеристика мотоцикла М-73 (ohv)

Годы выпуска 1944, 1947
Количество, шт 2
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный, 4-х тактный, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 78 х 78
Мощность 25 л.с. (ориентировочно)
Зажигание батарейное
Карбюратор К-37
Аккумулятор
Сцепление двухдисковое
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы двойная трубчатая
Передняя подвеска пружинная телескопическая с гидравлическим амортизатором
Задняя подвеска свечная пружинная без амортизаторов
Тормоза колодочные на всех колесах
Размеры колес 3,75 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 380
Ширина, мм
 1 690
Высота, мм
 1 000
Колесная база, мм
1 400
Клиренс, мм
   132
Высота сидения
790
Масса, кг
   355
Емкость бензобака, л
     21
Максимальная скорость, км/ч
    82,3
Дальность, км