This entry is also available in: Английский Китайский

Историю советского мотоциклостроения стоит рассматривать только в связке с историей страны, иначе возникает ложное ощущение, что советские конструкторы только копировали, но не изобретали собственные конструкции. Для этого стоит вспомнить экономическую обстановку в Российской Империи в начале 20 века, когда Европа и США начали развивать мотоциклетное направление промышленности. Более развитые на тот момент страны, давно перешедшие от аграрной экономики к индустриальной, имели все возможности для развития нового направления индустрии.

Мотоциклы применявшиеся в Российской Империи в Первой мировой войне сплошь импортировались из стран-лидеров мотоиндустрии, в то время как собственное производство ограничивалось установкой двигателей зарубежных конструкций (Мото-Реве, Дукс) в простейшие велосипедные рамы. Инженерная школа если и присутствовала в Российской Империи, не показывала достойных образцов “мотоциклетного искусства”.

Тяжелый процесс переориентации Российской экономики на индустриальный лад сопровождался политическими потрясениями: революция, смена правительства и борьба за власть уже внутри новой политической системы. Это привело к тому, что на становление новой инженерной школы и постройку заводов требовалось время, которого, объективно, почти не осталось – приближение новой войны ощущалось с момента подписания Версальского мирного договора в 1919 году.

DKW Luxus 300

Первые же эксперименты советских инженеров, во главе с Петром Можаровым, показали, что без базы прошлых разработок, которая в Европе нарабатывалась на протяжении 30 лет, первые советские мотоциклы не могут конкурировать с зарубежными образцами. Требовалось время на поиск недочетов и расчеты, способствующие их исправлению, постройку новых линий и заводов… Это еще предстоит сделать советскому руководству, но страна уже остро нуждалась в технике.

Такое стечение обстоятельств привело к тому, что модель Л-300 завода “Красный Октябрь” – первый серийный советский мотоцикл – основана не на собственной разработке, а на успешном зарубежном образце – немецком DKW Luxus 300.

Л-300 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Л-300 из коллекции музея мотоциклов “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Серийное производство 2-тактного одноцилиндрового 300-кубового Л-300 началось в 1930 году на заводе “Красный Октябрь” в Ленинграде, а через 3 года и на Ижевском мотозаводе.

Более подробный рассказ о первом серийном Советском мотоцикле можно прочитать в статье на нашем сайте.

ИЖ-7

Ижевский мотозавод получил готовую документацию на мотоцикл Л-300 от своих коллег из Ленинграда, и к 1 мая 1933 года были собраны опытные экземпляры легких мотоциклов Л-300 под маркой ИЖ-7.

Ижевские конструкторы внесли небольшие изменения в конструкцию ленинградской машины: изменились конструкция передней вилки, профиль переднего и заднего крыльев. Отказались конструкторы и от плоских подножек и вещевых ящиков на багажнике.

К сожалению для конструкторов, из 12 мотоциклов ИЖ-7, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод – подвела система зажигания. Но вскоре “детские болезни” были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов. Всего объем выпуска ИЖ-7 составил 5779 штук за 5 лет производства.

 

Оптимистичные планы второй пятилетки (1933 – 1937) предполагали выпуск ИЖ-8 с батарейной системой зажигания, измененной фарой и увеличенным до 350 “кубиков” мотором в 1936 году, однако первые известия о новом ИЖе появились только в 1938.

Оставшийся 300-кубовым двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счет чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с (на DKW Luxus 300 мощность двигателя составляла 9 л.с.). Изменилась и стала совершеннее система электрооборудования – вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором.

Поставив ИЖ-8 в массовое производство, заводчане увеличили план по выпуску на 1000 машин в год. Спрос населения на эту машину повлек очередную коррекцию плана: до 4300 мотоциклов в 1939 году.

Дальнейшая “эволюция” ижевского мотоцикла достаточно подробно описана в советской литературе: в 1938-м году инженеры доработали на ИЖ-8 проводку, установили спидометр, доработали двигатель и планировали установить амперметр в фару нового образца.

К началу 1939 года конструкторский отдел спроектировал новый двухтактный двигатель рабочим объемом 350 куб. см. и мощностью более 10 л. с., который планировалось установить на новый мотоцикл – ИЖ-9. С установкой нового двигателя должна была завершиться работа по совершенствованию рекомендованного Автодором Л-300.

 

ИЖ-9

Выпущенный в 1939 году ИЖ-9 оснащался одноцилиндровым двигателем с измененными системами выхлопа и продувки цилиндра, но прежним объемом в 300 куб. см. Выхлопные газы направили в два глушителя, улучшили охлаждение цилиндра и головки блока, в шатуне применили игольчатый подшипник.

Мотоцикл имел массу 147 килограмм, вследствие чего на ИЖ-9 увеличили в диаметре передние тормозные барабаны. Топливный бак мотоцикла не изменился в объеме – все те же 14 литров. Впервые на ИЖ-9 усовершенствовали переднюю вилку, демпфер и верхний мостик.

Л-8

Одновременно с ИЖ-9 заводом “Красный Октябрь” была представлена принципиально новая модель – Л-8. Главным отличием от далекого немецкого предка стал разработанный ленинградцами 350-кубовый 4-тактный двигатель мощностью 14 л.с. На мотоцикле применили современное ножное переключение передач, удлинили базу с 1320 мм до 1400 мм и по аналогии с ижевскими конструкторами усилили тормоза. Проблемное маховчиное магнето, долгое время применявшееся на мотоциклах Л-300, было заменено на магдино АТЭ М-132.

Так как рулевой стакан не изменился, единственным способом установить увеличенный по сравнению с Л-300 двигатель было удлинение верхнего швеллера (1125 мм против 1075 мм) и изменение щёк крепления двигателя и КПП, которые стали разъемными. Чтобы любопытный читатель мог самостоятельно сравнить рамы, прикладываем чертеж рамы Л-8 и чертеж рамы Л-300.

В 1939 году на базе Л-8 завод “Красный Октябрь” собрал свой первый спортивный мотоцикл – С-1. Доработанный двигатель Л-8 на гидравлическом динамометре показал максимальную мощность 24,79 л.с. при 6700 об/мин. Хорошая прибавка в сравнении с дорожной версией, которая обеспечивала мощность в 13,5-15,5 л.с. Коробка передач осталась 3-х ступенчатой с ножным переключением. 

Ленинградский спортивный мотоцикл С-1.

В 1940 году Ленинградские конструкторы отправили документацию со своими наработками в Ижевск, где для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла “Иж-9”, изменив отдельные её части для установки 4-тактного двигателя. Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение “Иж-12”, должно было начаться летом 1941 года, но помешала война.

ИЖ-12

Технические характеристики Л-8

 

Производитель Завод «Красный Октябрь», Ленинград, СССР
Годы выпуска 1940 – 1941
Количество, шт 48
Стоимость  
Стоимость в современных ценах  
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 1-цилиндровый, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 350
Диаметр и ход поршня, мм  
Мощность 14 л.с.
Зажигание АТЭ М-132
Карбюратор типа AMAL
Аккумулятор  
Сцепление Многодисковое
Коробка передач 3-ступенчатая, ножное переключение
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы Штампованная, болтовая сборка
Передняя подвеска Параллелограмная
Задняя подвеска Жесткая
Тормоза Барабанные
Размеры колес  
РАЗМЕРЫ
Длина, мм  
Ширина, мм 830
Высота, мм  
Колесная база, мм 1 400
Клиренс, мм  
Высота сидения, мм  
Масса, кг  
Емкость бензобака, л 14
Максимальная скорость, км/ч
105
Дальность, км  

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.