Мотомириада № 17
Видео тест-драйва


Аудиоверсия статьи:
Первые мотоциклы Harley-Davidson завозились в Японию еще во времена Первой мировой войны. После окончания военных действий поставки не прекратились и популярность американской техники росла. С 1920-ых годов Harley-Davidson являлся официальным поставщиком японской полиции, армии и даже личной гвардии Императора. Запрос японского рынка был настолько высок, что Harley-Davidson развернул целую сеть дилеров, агентов по продажам и поставщиков запчастей, работавшую под вывеской «Harley-Davidson Sales Company of Japan» (Компания по продажам Харли-Дэвидсон в Японии).

Однако в конце 1920-ых годов грянул мировой финансовый кризис, иена обесценилась настолько, что стоимость импортных мотоциклов стала сравнима с ценой коттеджа в пригороде. В 1929 году глава японского подразделения Harley-Davidson Альфред Чайлдс (Alfred Childs) предложил предоставить Японии эксклюзивные права на изготовление мотоциклов на своей территории.

Несколько лет ушло на переговоры (отцы-основатели Harley-Davidson в то время еще здравствовали и в начале были не в восторге от этой идеи), подготовку заводских мощностей, переезд инженеров с семьями из США в Японию и пересылку всех необходимых схем, прежде чем в 1935 году производство началось на заводе Shinagawa и первыми с конвейера начали сходить реплики стандартной модели JD74 с нижнеклапанными 1200-кубовыми двигателями. Запчасти производились множеством субподрядчиков на заводах по всей Японии. Эти мотоциклы стали впоследствии официальными для японской армии.

Harley-Davidson EL из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Рост милитаризма и экспансионизма в Японии, продолжавшийся с начала ХХ века, привел к концу 1930-ых годов к недовольству военного командования фактом производства иностранных по сути мотоциклов на своей земле. Одновременно Harley-Davidson выпустил модель E – мотоцикл с 1000-кубовым верхнеклапанным двигателем. Harley-Davidson предложил заводу Shinagawa переориентировать производство на новую модель. Однако руководство завода не было уверено в успехе этого мероприятия, поскольку производившийся уже 1200-кубовый мотоцикл был одобрен военными и продавался в больших количествах.

В качестве компромисса, контроль над заводом Shinagawa был передан компании Sankyo (дополнительно к другому заводу компании – Tameiki, также оборудованному под производство мотоциклов), которая продолжила выпускать на нем мотоциклы, но уже под «своим» брендом – Rikuo Type 97. Группа же Чайлдса занялась импортом и продажей оригинальных мотоциклов Harley-Davidson.

В 1937 году Япония вступила во вторую японо-китайскую войну. Для удовлетворения собственного спроса японская армия подписала с компанией Nihon Nai-Enki (в другой транскрипции – Nihon Nainenki) контракт на производство 1200-кубового нижнеклапанного мотоцикла, получившего имя Kurogane (в разных транскрипциях – Kuro Hagane, Kurogano, Kurogano-Go) – «Черное железо».

Kurogane Type 95

Kurogane 1260cc получил у военных прозвище «двухэтажный» из-за своих размеров и внушительного для низкорослых японцев 20-сантиметрового клиренса. Kurogane действительно был почти в 1,5 раза больше Rikuo. Устойчивость мотоциклу придавала коляска. Мотоциклы Kurogane Type 95 использовались предположительно для перевозки офицеров, чему способствовал их представительский вид.

При числовом обозначении японской военной техники использовался год принятия модели на вооружение за летосчислением «от основания Империи» (660 год до н.э.). До «круглого» 1940 года (3000 по японскому календарю) использовалось полное обозначение (четыре цифры) или две последние, так модели 1935 года соответствовали названия «тип 2595», «2595» или «95», а для модели 1940 года – «тип 100». Начиная с 1941 года в обозначении использовалась только последняя цифра: образец 1942г. – «тип 2», 1943г — «тип-3» и т.д.

Kurogane Type 97

Спидометр для Kurogane выпускала фирма Osaka Meter Company, магнето и всю электропроводку – Mitsubishi, одноключевую систему зажигания и переднюю электрическую систему освещения – Koito Seisakusho Tokyo.

Kurogane Type 97

Таким образом, хотя мотоцикл и был создан по схемам Harley-Davidson, во многом он является оригинальным. Kurogane Type 97 – яркий пример того, на что способна инженерная мысль, когда ее не сковывают обязательства лицензированного копирования по чужим чертежам. Во всяком случае, однозначно можно утверждать, что эта уникальная машина – одна из редчайших в мире.

Производитель Nihon Nai-Nenki, Япония
Годы выпуска 1935 – 1945
Количество, шт
Стоимость 2 680 ¥
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный
Объем двигателя, см3 1 260
Диаметр и ход поршня, мм
Мощность 24 л.с.
Зажигание Магнето Mitsubishi
Карбюратор
Аккумулятор 6 В
Сцепление сухое
Коробка передач 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска Springer
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,75/5,25 х 18
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 700
Ширина, мм
1 700 (с коляской)
Высота, мм
1 168
Колесная база, мм
1 650
Клиренс, мм
   200
Высота сидения, мм
960*
Масса, кг
   500 (с коляской)
Емкость бензобака, л
     
Максимальная скорость, км/ч
    70
Дальность, км
   

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Возвращение к жизни

В Мотомире Вячеслава Шеянова представлены два мотоцикла Kurogane Type 95 с коляской. Эта страница посвящена экземпляру 1939 года выпуска, найденному «в полном железе» близ Владивостока на пару со своим «собратом» Rikuo Type 97.

  • Мотоцикл до реставрации:

Реставрацию этого уникального мотоцикла с номером двигателя и рамы 22658 было решено доверить итальянской команде реставраторов во главе с великим мастером своего дела и нашим хорошим другом Костантино Фронталини.

Костантино Фронталини о работе над данным проектом: “Когда я впервые сел за руль этого «гиганта», меня охватили чувства, которых я никогда ранее не испытывал за все 40 лет работы в сфере реставрации мотоциклов. Ощущение силы, величины, невероятной безопасности. Добавив немного фантазии, можно представить, что ты находишься на борту танка. Это один из самых редких и интересных мотоциклов Второй мировой войны. Размеры его невероятно внушительны, что выигрышно в сравнении с другими мотоциклами с большим объемом двигателя того же времени. Чрезмерная тяжесть была компенсирована очень большими колесами, что в совокупности с наличием заднего хода делает его эффективным на любом ландшафте, в том числе, при пересечении бродов. Он очень похож на Rikuo Type 97, который заменил собою Harley-Davidson, будучи очень распространенным в Японии. Отсутствие документации, ничтожно малое количество фотографий и информации — именно это подтолкнуло меня к тому, чтобы лучше изучить этот мотоцикл. Мой прошлый опыт помог наилучшим образом отреставрировать два Kurogane Type 95 с коляской для музея «Мотомир Вячеслава Шеянова» из Самары. В итоге, реставрация потребовала гораздо больших усилий, чем предполагалось изначально: шасси было очень сильно изношено, а многие механические части непригодны к использованию, либо попросту отсутствовали. После кропотливой работы по систематизации, ремонту и реконструкции многих частей, мы выполнили сборку мотоцикла и коляски, чтобы убедиться в идеальном сочетании всех компонентов. Нам повезло найти следы оригинальной краски на некоторых скрытых точках, после чего мотоцикл с коляской был уверенно покрашен в матовый зеленый цвет. Руководствуясь различными фотографиями того времени, мы добавили тактические знаки: флаг «Восходящего Солнца» — на коляску, герб Японского флота — на переднюю часть мотоцикла, девиз «Оказать Родине ответную услугу» — на бак. Могу сказать, что практически двухлетняя работа удалась, а удалась она благодаря трем основным факторам: глубокое изучение исторических фотографий, которые мы собирали на протяжении последних 20 лет, изучение небольшого количества драгоценнейшей сохранившейся документации и, конечно же, помощь наших японских друзей в совокупности с моей страстью к историческим транспортным средствам”.

  • Фотографии, сделанные в процессе реставрации:

Выражаем огромную благодарность сеньору Костантино Фронталини и его команде!