This entry is also available in: Английский Китайский
Японская компания Nihon Nai-Enki начала призводство мотоцикла Kurogane 1260cc в 1937 году по заказу японской армии. “Старшим братом” Kurogane можно по праву считать Rikuo Type 97, крайне популярный у военных мотоцикл. Неподготовленный человек может легко принять Kurogane 1260cc за упомянутый Rikuo, что, в общем, неудивительно, поскольку первый был по сути доработкой второго.
Kurogane неспроста получил прозвище “двухэтажный”. Имея клиренс в 20 см, он был почти в полтора раза больше Rikuo! Управление такой огромной машиной в варианте соло было бы крайне затруднительным для низкорослых японцев, поэтому все мотоциклы поставлялись с колясками. Внушительные размеры, однако, были оправданы – имевшие весьма представительный вид, мотоциклы Kurogane предназначались в первую очередь для перевозки офицерского состава (подробнее об армейской версии мотоцикла читайте по ссылке).
Завод Nihon Nai-Enki располагался в Хиросиме и был полностью уничтожен атомной бомбой вместе с практически всей своей продукцией. О мотоциклах Kurogane 1260cc долгое время ничего не было известно. Штатный историк Harley-Davidson Мартин Розенблаум (Martin Rosenblaum) считал их мистификацией, мифом.
Известно об одном появлении Kurogane на американском телевидении. Мотоцикл был замечен в одном из эпизодов популярного в 50-е сериала «Я люблю Люси» (I love Lucy, 1951-1957). К сожалению, подробной истории этого экземпляра не сохранилось.
Представленный в коллекции мотоцикл был произведен в Японии в 1939 году и предназначался для военной элиты. После войны мотоцикл был утерян (в Америку он вероятнее всего был доставлен одним из солдат-янки на корабле), затем обнаружен в 1960 году в Калифорнии, еще в течение 30 лет был скрыт от мира и наконец в 1990-ых отреставрирован коллекционером из Сан Диего Стивом Рейнболтом. 11 октября 1997 года Kurogane получил приз «Выбор судей» на международном мотошоу в Дель Маре, Калифорния. Этот факт любопытен в особенности, потому что на тот момент мотоцикл был не на ходу – Рейнболт восстановил только внешний вид, причем при покраске выбрал цвета на свой вкус. Сам он объясняет это тем, что, покрасив первоначально мотоцикл в классический хаки американской армии, он был настолько разочарован внешним видом Kurogane, что решил переделать работу. Для серьезных коллекционеров и реставраторов это разумеется недопустимый подход, однако Рейнболт, будучи любителем (хотя, отдадим должное, – отличным мастером) не стал придавать этому большого значения. Не смотря на свой весьма неаутентичный вид, судьи мотошоу в Дель Маре не могли не отметить Kurogane – самый редкий мотоцикл в мире!
Возвращение к жизни
В 2013 году мотоцикл был приобретен для коллекции “Мотомира Вячеслава Шеянова”, затем в течение года проходил реставрацию в мастерской Костантино Фронталини. Вот как сеньор Фронталини прокомментировал работу над Kurogane Type 95:
“Реставрация военной версии Курогане стала историческим событием для моей фирмы, благодаря крайней раритетности мотоцикла. Когда Вячеслав Шеянов предложил мне поработать также и с гражданской версией, мы перешли на ещё более высокий уровень. На самом деле, не существовало серийного производства гражданских Курогане, либо, по крайне мере, не имеется необходимой документации в подтверждение этой гипотезы. Основной идеей являлось то, что речь шла, возможно, о “военном трофее”: мы представляем себе американского солдата, который видит брошенный Курогане, вывозит его в Соединённые Штаты и перекрашивает его на гражданский манер. Одна из типичных историй периода Второй Мировой Войны. В течение последующих десятилетий мотоцикл был частично отреставрирован, но не особо тщательно, как в отношении его механики, так и в части соблюдения деталей. Несмотря на это, американская пресса уделила ему большое внимание, как из-за его раритетности, так и благодаря его интересной истории. В 2013 г. мотоцикл был куплен музеем “Мотомир Вячеслава Шеянова”, который затем обратился ко мне с просьбой выполнить окончательную реставрацию. Как только мотоцикл прибыл в нашу мастерскую, мы сейчас же поняли, что мы отреставрируем его, и вернём ему недостающую коляску… Гипотеза о первоначальном оснащении Курогане коляской подтверждалась наличием механизма заднего хода и явных следов износа в точках крепления коляски. Благодаря тому, что три колеса машины взаимозаменяемы, мы смогли установить также и запасное колесо. Этот аксессуар совершенно точно присутствовал в своё время, как мы смогли удостовериться из имеющейся в наличии скуднейшей документации. Мы покрасили мотоцикл в чёрную «ливрею» с кантом: такую окраску часто использовали для бывших военных машин. Владельцы хотели выделить линии своих машин, подчёркивая их элегантность при помощи кантов и обильного хромирования, не присутствующего в военных версиях. На задний номерной знак мы нанесли идеограмму, соответствующую району Токио под названием «Тиеда»”.
- Фотографии, сделанные в процессе реставрации:
Выражаем огромную благодарность сеньору Костантино Фронталини и его команде!
Производитель | Nihon Nai-Nenki, Япония |
Годы выпуска | 1935 – 1945 |
Количество, шт | |
Стоимость | 2 680 ¥ |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, V-образный |
Объем двигателя, см3 | 1 260 |
Диаметр и ход поршня, мм | |
Мощность | 24 л.с. |
Зажигание | Магнето Mitsubishi |
Карбюратор | |
Аккумулятор | 6 В |
Сцепление | сухое |
Коробка передач | 3-ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | трубчатая |
Передняя подвеска | Springer |
Задняя подвеска | жесткая |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 4,75/5,25 х 18 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
2 700
|
Ширина, мм |
1 700 (с коляской)
|
Высота, мм |
1 168
|
Колесная база, мм |
1 650
|
Клиренс, мм |
200
|
Высота сидения, мм |
960*
|
Масса, кг |
500 (с коляской)
|
Емкость бензобака, л |
|
Максимальная скорость, км/ч |
70
|
Дальность, км |
|