Motorworld’s newspaper №62

The history of Husqvarna is often compared to BSA (a British company). Both of them were founded as weapons companies. Both of them started the manufacturing of bicycles in the latter half of the 19-th century. Both of them equipped a bicycle with an engine at the beginning of the 20th century. After, they became the major manufacturers of motorcycles in their own countries.

And another common denominator: both of them were founded for war with Russia. The British Small Arms company was founded in Birmingham to arm the task force in Crimea in the middle of the 19-th century. The Royal Weapons Company founded in 1689 in Huskvarna city had been supplying muskets to the Army of Karl XII.

But weapons are season articles. No war no gain. For this reason, Husqvarna Vapenfabrik AB, which got this name after conversion in 1867, descended to manufacturing of peacetime articles. Today we can easily find this marque on chain saws, lawn-mowers, cultivators and of course motorcycles. Despite the fact that Husqvarna bikes are now being manufactured in Austria…

Motorcycle made in 1904, 1,25 hp

But let’s get back to good times when Swedish stuff was produced in Sweden. The very first Husqvarna bike was built in 1903. In fact, it was just a bicycle with a little one-cylinder motor suspended under the frame. The motor’s brand was FN (a Belgian weapons company). The big break came several years later when Husqvarna manufactured a bike having a 500 cc V-twin engine made by Moto-Reve (a Swiss company). Interestingly, Russian bikes manufactured by the Duks company were equipped with Moto-Reve’s engines.

Although neither Sweden nor Switzerland didn’t participate in the World War I, the delivery of engines across Europe was close to the edge. This prompted the company to design its own powertrain. An engine designed by the Swedes has borrowed something from Moto-Reve, something from Harley-Davidson and a lot of from Indian, which was the most advanced engine of those days. A 500 cc double-cylinder flathead V-engine with capacity of 11 h.p. had cast-iron cylinders with nonremovable cylinder heads, a magneto ignition system and a segregated oil lubrication system. The machine had a chain drive, a hand shifted three-speed gearbox and a foot-operated clutch which was typical for American bikes of those days (now such a configuration is called suicide clutch, suicide shifter or jockey shifter). It should be noted that sever climate conditions of the North Europe and Russia facilitated engineers to take & copy the American designs (not European) and American margins of safety & capacity. Even Volvo has some signs of an American influence.

The manufacturing of own designed V-twin bikes started in 1919. For the next 10 years, these machines formed the basis of Husqvarna’s lineup. At this, the design of engine, chassis and electric components continued to be refined; the engine capacity increased to 15 h.p., but the displacement remained the same (550 cc).

In the late 1920s, the company management decided to widen the lineup of two-wheeled motor vehicles. The catalogue of 1930 listed nine models but only one (550 cc double-cylinder) was equipped with an engine designed by Husqvarna. All other having displacement from 175 to 500 cc were equipped with one-cylinder engines designed by British companies. Gradually, imported engines were replaced by own ones. A 500 cc one-cylinder engine designed by the Swedes in 1930s was so good that machines equipped with this engine had been winning motocross competitions until the early 1960s.

By 1933, the Husqvarna lineup got a new flagship – model 120. The new model had double-cylinder V-engine and retained the main features of a 550 cc model: it was a flathead engine with a 50° angle between cast-iron cylinders. The displacement was increased to 990 cc which resulted in 26 h.p. at 3,500 rpm. All engine systems were also upgraded. Lubrication system (dry sump) got a finned oil tank installed before the crankcase. The crankcase and a big silencer were finned too. Igniting was implemented using a 30 W magdyno by Bosch.

Torque transmission was implemented via a chain going to the hand shifted three-speed gearbox. An engine was installed onto the steel pipe frame, which had a rigid rear suspension. The front fork is parallelogram fork with a spring inside the housing. The dashboard was installed on the petrol tank. The bike was distinguishable by excellent finishing and high quality assembling. It must be said that such an attitude to products manufactured is typical for a weapons company. The machine could be completed with a sidecar for a passenger or cargo. There was a modification – model 130 with brake and change-gear levers swapped.

Back then, Husqvarna was known only to the Swedes. In order to gain international recognition, the company started designing a special racing motorcycle with a 500 cc displacement. This is the bike on which Gunnar Källén became a European champion. But, it hadn’t any effect on export growth (Husqvarna made it to the international market by 1960s). So, in 1936, the company management made a fateful decision: to continue manufacturing only machines that are most demanded in Sweden that are bikes equipped with two-stroke low-displacement engines. This was the end of a Swedish V-twin.

Manufacturer Husqvarna Vapenfabriks AB, Husqvarna, Sweden
Years of manufacture 1932-1936
Quantity produced, units N/A
Price 1950 Swedish kronor
Today’s value N/A
ENGINE AND TRANSMISSION
Type V-twin, 4-stroke
Engine capacity, cc 990
Bore and stroke, mm 79 х 101
Engine rating 26 hp at 3500 rpm
Sparking Bosch
Carburetor 1 unit
Battery 6 V
Clutch Single-plate, dry
Transmission 3-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Steel tubular
Front suspension Telescopic
Rear suspension Telescopic
Brakes Drum type
Wheel size 4,00 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 210
Width, mm
    760
Height, mm
    1 025
Wheelbase, mm
1 495
Ground clearance, mm
    130
Seat height, mm
    700
Mass, kg
    195
Gas tank size, l
     13
Maximum speed, km/h
N/A
Range, km N/A

1932, Husqvarna 120 SV


Мотомириада №62

Историю марки Husqvarna часто сравнивают с летописью другой компании – британской BSA. Обе созданы для производства оружия. Обе во второй половине XIX века освоили изготовление велосипедов. А в начале века ХХ оснастили велосипеды моторами – и вскоре стали крупнейшими в своих странах мотопроизводителями.
Добавлю ещё одну объединяющую обе компании черту: они созданы для войны с Россией. Корпорация British Small Arms в Бирмингеме организована для вооружения экспедиционного корпуса в Крыму в середине XIX века. А «Королевская оружейная компания» в городе Хускварна, основанная в 1689 году, поставляла мушкеты армии Карла XII.
Но оружие – товар, можно сказать, сезонный. Нет войн – нет прибылей. И компания Husqvarna Vapenfabrik AB, получившая это имя после реорганизации в 1867 году, не гнушалась производством любых мирных товаров. Сегодня мы найдём эту марку на бензопилах, газонокосилках, культиваторах и, конечно, мотоциклах. Хотя мотоциклы шведского бренда сегодня делают в Австрии…

Мотоцикл 1904 года, 1,25 лс.

Но вернёмся в те времена, когда шведское было шведским. Свой первый мотоцикл компания построила в 1903 году – фактически это был велосипед с подвешенным к раме одноцилиндровым моторчиком производства бельгийской фирмы FN (тоже, кстати, оружейной). Но настоящий успех пришёл к мотоциклам Husqvarna через несколько лет, когда на рынок вышли машины с 500-кубовыми V-твинами швейцарской компании Moto-Reve (интересно, что эти же моторы в ту пору ставились и на самые популярные русские мотоциклы, московской компании «Дукс»).

Хотя ни Швеция, ни Швейцария в Первой мировой войне не участвовали, поставки моторов через воюющую Европу оказались на грани срыва. Что подвигло наконец компанию на создание собственной силовой установки. Спроектированный шведами двигатель что-то взял от Moto-Reve, что-то от Harley-Davidson, но больше всего – от Indian, самого совершенного мотора той поры. 550-кубовая V-образная «двойка» мощностью 11 л.с. имела нижнее расположение клапанов, чугунные цилиндры с несъёмными головками, систему смазки «на прогар» с ручной подкачкой и зажигание от магнето. От двигателя цепная передача шла на трёхступенчатую коробку передач с ручным переключением, а вот сцепление, напротив, выключалось ножной педалью – обычная практика для американских мотоциклов той поры. Надо отметить, что суровые погодные условия Северной Европы (и России) способствовали тому, что местные конструкторы брали за образец не европейскую, а американскую школу проектирования, с её большими запасами прочности и мощности. Ведь и первые автомобили Volvo явно отмечены американским влиянием.

Производство мотоциклов с V-твинами собственного изготовления началось в 1919 году, и следующее десятилетие эти машины составляли основу модельной гаммы компании. При этом постоянно совершенствовались конструкция мотора, трансмиссии, ходовой части и электрооборудования, мощность выросла до 15 л.с., неизменным оставался лишь рабочий объём – 550 см³.

Но в конце 20-х годов руководители компании решили расширить выпускаемую гамму мототехники. Каталог 1930 года включал уже девять моделей, но лишь одна – 550-кубовая двухцилиндровая – имела двигатель собственного производства, остальные же – рабочим объёмом от 175 до 500 см³ – оснащались покупными английскими одноцилиндровыми моторами. Впрочем, постепенно импортная продукция замещалась собственными аналогами (причём спроектированная шведами в начале 30-х годов одноцилиндровая «пятисотка» оказалась такой удачной, что моторы на её основе выигрывали чемпионаты мира по мотокроссу в начале 60-х!).

К сезону 1933 года модельную гамму Husqvarna украсил новый флагман – модель «120». Её двухцилиндровый V-образный двигатель сохранил основные черты 550-кубовой модели: угол развала 50º, чугунные цилиндры, нижнее расположение клапанов. Но рабочий объём был увеличен до 990 см³, что позволило мотору развить уже 26 л.с. при 3500 об/мин. Более современными стали все системы двигателя. Система смазки сухого типа получила оребрённый маслобак, смонтированный перед картером. Интересно, что оребрение получили и картер двигателя, и даже большой глушитель. Зажигание обеспечивало 30-ваттное магдино Bosch.

Крутящий момент от двигателя передавался цепью на трёхступенчатую коробку передач с ручным переключением. Мотор установлен в стальную трубчатую раму с жёсткой задней подвеской. Передняя вилка – параллеллограммная, со спрятанной в кожух пружиной. Приборная панель была установлена на бензобаке. Мотоцикл отличался отличной отделкой и высоким качеством сборки – что, в общем-то, характерно для продукции оружейной компании. Он мог комплектоваться боковыми прицепами – как пассажирскими, так и грузовыми. Машина выпускалась также в модификации «130» – с перенесёнными справа налево рычагами ручного тормоза и переключения передач.

В те времена марка Husqvarna была известна только на родине. Чтобы добиться международного признания, компания пошла на разработку специального гоночного 500-кубового мотоцикла – в 1933 году швед Гуннар Кален стал на нём чемпионом Европы. Увы, расширению экспорта этот успех не способствовал (Husqvarna вышла на международные рынки лишь в 60-е годы). И в 1936 году руководство компании приняло судьбоносное решение: отныне в мотоциклетной гамме остались лишь аппараты, пользующиеся наибольшим спросом в Швеции – дешёвые машины с малокубатурными двухтактными моторами. Так закончилась история шведского V-твина.

Производитель Husqvarna Vapenfabriks AB, Хускварна, Швеция
Годы выпуска 1932-1936
Количество, шт
Стоимость 1950 шведских крон
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный
Объем двигателя, см3 990
Диаметр и ход поршня, мм 79 х 101
Мощность 26 л.с. при 3500 об/мин
Зажигание Bosch
Карбюратор 1 шт.
Аккумулятор
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая стальная
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска телескопическая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,00 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 210
Ширина, мм
    760
Высота, мм
    1 025
Колесная база, мм
1 495
Клиренс, мм
    130
Высота сидения
    700
Масса, кг
    195
Емкость бензобака, л
     13
Максимальная скорость, км/ч
Дальность, км