1932, Husqvarna 120 SV

This entry is also available in: Английский Китайский



Мотомириада №62

Историю марки Husqvarna часто сравнивают с летописью другой компании – британской BSA. Обе созданы для производства оружия. Обе во второй половине XIX века освоили изготовление велосипедов. А в начале века ХХ оснастили велосипеды моторами – и вскоре стали крупнейшими в своих странах мотопроизводителями.
Добавлю ещё одну объединяющую обе компании черту: они созданы для войны с Россией. Корпорация British Small Arms в Бирмингеме организована для вооружения экспедиционного корпуса в Крыму в середине XIX века. А «Королевская оружейная компания» в городе Хускварна, основанная в 1689 году, поставляла мушкеты армии Карла XII.
Но оружие – товар, можно сказать, сезонный. Нет войн – нет прибылей. И компания Husqvarna Vapenfabrik AB, получившая это имя после реорганизации в 1867 году, не гнушалась производством любых мирных товаров. Сегодня мы найдём эту марку на бензопилах, газонокосилках, культиваторах и, конечно, мотоциклах. Хотя мотоциклы шведского бренда сегодня делают в Австрии…

Мотоцикл 1904 года, 1,25 лс.

Но вернёмся в те времена, когда шведское было шведским. Свой первый мотоцикл компания построила в 1903 году – фактически это был велосипед с подвешенным к раме одноцилиндровым моторчиком производства бельгийской фирмы FN (тоже, кстати, оружейной). Но настоящий успех пришёл к мотоциклам Husqvarna через несколько лет, когда на рынок вышли машины с 500-кубовыми V-твинами швейцарской компании Moto-Reve (интересно, что эти же моторы в ту пору ставились и на самые популярные русские мотоциклы, московской компании «Дукс»).

Хотя ни Швеция, ни Швейцария в Первой мировой войне не участвовали, поставки моторов через воюющую Европу оказались на грани срыва. Что подвигло наконец компанию на создание собственной силовой установки. Спроектированный шведами двигатель что-то взял от Moto-Reve, что-то от Harley-Davidson, но больше всего – от Indian, самого совершенного мотора той поры. 550-кубовая V-образная «двойка» мощностью 11 л.с. имела нижнее расположение клапанов, чугунные цилиндры с несъёмными головками, систему смазки «на прогар» с ручной подкачкой и зажигание от магнето. От двигателя цепная передача шла на трёхступенчатую коробку передач с ручным переключением, а вот сцепление, напротив, выключалось ножной педалью – обычная практика для американских мотоциклов той поры. Надо отметить, что суровые погодные условия Северной Европы (и России) способствовали тому, что местные конструкторы брали за образец не европейскую, а американскую школу проектирования, с её большими запасами прочности и мощности. Ведь и первые автомобили Volvo явно отмечены американским влиянием.

Производство мотоциклов с V-твинами собственного изготовления началось в 1919 году, и следующее десятилетие эти машины составляли основу модельной гаммы компании. При этом постоянно совершенствовались конструкция мотора, трансмиссии, ходовой части и электрооборудования, мощность выросла до 15 л.с., неизменным оставался лишь рабочий объём – 550 см³.

Но в конце 20-х годов руководители компании решили расширить выпускаемую гамму мототехники. Каталог 1930 года включал уже девять моделей, но лишь одна – 550-кубовая двухцилиндровая – имела двигатель собственного производства, остальные же – рабочим объёмом от 175 до 500 см³ – оснащались покупными английскими одноцилиндровыми моторами. Впрочем, постепенно импортная продукция замещалась собственными аналогами (причём спроектированная шведами в начале 30-х годов одноцилиндровая «пятисотка» оказалась такой удачной, что моторы на её основе выигрывали чемпионаты мира по мотокроссу в начале 60-х!).

К сезону 1933 года модельную гамму Husqvarna украсил новый флагман – модель «120». Её двухцилиндровый V-образный двигатель сохранил основные черты 550-кубовой модели: угол развала 50º, чугунные цилиндры, нижнее расположение клапанов. Но рабочий объём был увеличен до 990 см³, что позволило мотору развить уже 26 л.с. при 3500 об/мин. Более современными стали все системы двигателя. Система смазки сухого типа получила оребрённый маслобак, смонтированный перед картером. Интересно, что оребрение получили и картер двигателя, и даже большой глушитель. Зажигание обеспечивало 30-ваттное магдино Bosch.

Крутящий момент от двигателя передавался цепью на трёхступенчатую коробку передач с ручным переключением. Мотор установлен в стальную трубчатую раму с жёсткой задней подвеской. Передняя вилка – параллеллограммная, со спрятанной в кожух пружиной. Приборная панель была установлена на бензобаке. Мотоцикл отличался отличной отделкой и высоким качеством сборки – что, в общем-то, характерно для продукции оружейной компании. Он мог комплектоваться боковыми прицепами – как пассажирскими, так и грузовыми. Машина выпускалась также в модификации «130» – с перенесёнными справа налево рычагами ручного тормоза и переключения передач.

В те времена марка Husqvarna была известна только на родине. Чтобы добиться международного признания, компания пошла на разработку специального гоночного 500-кубового мотоцикла – в 1933 году швед Гуннар Кален стал на нём чемпионом Европы. Увы, расширению экспорта этот успех не способствовал (Husqvarna вышла на международные рынки лишь в 60-е годы). И в 1936 году руководство компании приняло судьбоносное решение: отныне в мотоциклетной гамме остались лишь аппараты, пользующиеся наибольшим спросом в Швеции – дешёвые машины с малокубатурными двухтактными моторами. Так закончилась история шведского V-твина.

Производитель Husqvarna Vapenfabriks AB, Хускварна, Швеция
Годы выпуска 1932-1936
Количество, шт
Стоимость 1950 шведских крон
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный
Объем двигателя, см3 990
Диаметр и ход поршня, мм 79 х 101
Мощность 26 л.с. при 3500 об/мин
Зажигание Bosch
Карбюратор 1 шт.
Аккумулятор
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая стальная
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска телескопическая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,00 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 210
Ширина, мм
    760
Высота, мм
    1 025
Колесная база, мм
1 495
Клиренс, мм
    130
Высота сидения
    700
Масса, кг
    195
Емкость бензобака, л
     13
Максимальная скорость, км/ч
Дальность, км