Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №60
Видео тест-драйва
В 1942 году по заказу военных Gilera начала производство специального варианта военного мотоцикла, прототипом которого послужила модель LTE с нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 499 см3 и мощностью 10 л. с. Данная модель выпускалась в вариантах соло и с коляской и именовалась Marte.

Gilera Marte (solo) из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Сохранив двигатель мотоцикла LTE, конструкторы подняли его степень сжатия до 5:1 и увеличили мощность до 14 л.с. Но, если двигатель был похож, то трансмиссия полностью отличалась. Первое изменение было связано с тем, что переделанная трансмиссия включала в себя карданный привод заднего колеса вместо цепного. В коробке передач использовались косозубые шестерни, но помимо них была использована прямозубая цилиндрическая зубчатая передача, которая приводила поперечный вал перед задней осью мотоцикла. Второй набор прямозубых передач был установлен в приводе колеса коляски (большинство мотоцклов Gilera Marte были трехколесными), таким образом, задние колеса работали синхронно. Раздаточная коробка на коляске включала в себя кулачковую муфту подключаемую рычагом на мотоцикле по мере необходимости подключения привода. Рама мотоцикла Gilera Marte по большой части была как у модели LTE, но правая сторона задней вилки была новой в виде сваренного из двух пресованных частей коленчатого рычага. Подвеска была оставлена как у предшествующей модели: жесткая передняя вилка в сочетании с патентованными Джилерой пружинами в горизонтальных коробах для обеспечения лучшего сцепления заднего колеса с дорогой.

Даже военные мотоциклы компаний Bayerische Motoren Werke, AG и Zündapp Werke, GmbH во многом уступали мотоциклу Gilera Marte. Джилера проектировал и строил действительно инновационную машину, которая была уникальна среди его военных коллег во время Второй мировой войны.

Всего было выпущено около 300 экземпляров Gilera Marte c приводом на колесо коляски.

Производитель Moto-Gilera, г.Милан, Италия
Годы выпуска 1942 – 1946
Количество, шт 300
Стоимость         
Стоимость в современных ценах   
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 4-тактный, 1-цилиндровый, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 498, 7
Диаметр и ход поршня, мм 84 х 90
Мощность 14 л.с. при 4800 об / мин.
Зажигание магнето Marelli
Карбюратор Dell’Orto
Аккумулятор
Сцепление сухое многодисковое
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая сварная
Передняя подвеска параллелограммная
Задняя подвеска форселоны с горизонтальными пружинами в коробах
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 300
Ширина, мм
1 600
Высота, мм
1 020
Колесная база, мм
1 400
Клиренс, мм
190*
Высота сидения, мм
750*
Масса, кг
   190 (без коляски)
300 (с коляской)
Емкость бензобака, л
     14
Максимальная скорость, км/ч
     78
Дальность, км
   280

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Возвращение к жизни

Музей коляски Костантино Фронталини (The Sidecar Musuem) всегда уделял особое внимание мотоциклам Gilera Marte. В музее имелось 3 таких экземпляра, один из которых (с номером шасси 214 и номером двигателя 241464), как раз, и был отреставрирован специально для «Мотомира Вячеслава Шеянова». Транспортное средство было полностью восстановлено – как механически, так и визуально. Работа заняла 8 месяцев и завершилась в 2012 г. Мотоцикл был отреставрирован в версию ИСР подразделения Итальянской дивизии, которая вела бои в 1944 и 1945 году наряду с Немецкой армией в Италии и на севере Готской линии. Окрашен в цвета Итальянских королевских вооруженных сил (Lechler ASI 8056), поскольку подразделения Социальной республики на севере Италии использовали технику, принадлежащую Итальянским королевским вооруженным силам. На заднем номерном знаке мотоцикла изображен символом Итальянской социальной республики, а на переднем крыле сохранился символ Итальянских королевских вооруженных сил, в соответствии с правилами ИСР. На коляске имеется герб «Итальянской дивизии», в которую входили некоторые солдатские корпусы Итальянской социальной республики, присоединившиеся к немецким войскам в 1944-45 гг. Самой большой проблемой стало определение тактических знаков по причине ничтожно малого количества сохранившейся документации по этой модели.

Процесс полной реставрации занял 8 месяцев и завершился в 2012 году. Выражаем огромную благодарность сеньору Костантино Фронталини и его команде!