Motorworld’s newspaper №68
Test-drive video
In 1941 the military made an order for the production of a special version of a military motorcycle, for which model LTE served as a prototype, having an L-head, 499-cc, 10-h.p. engine. This Gilera model was provided with the sidecar, and it was called Marte.

Gilera Marte (swd) from «Motorworld by V.Sheynov» collection

Designers kept the engine of the LTE motorcycle, but raised its ratio of compression to 5:1 and got the increase in power to 14 h.p. However, if the engine was similar, the transmission mechanism was completely different. The first change was that the altered transmission came with a cardan drive for the rear wheel (instead of chain-and-sprocket drive). Spiral wheels were used in the gear box, but spur gears were used as well driving the cross shaft in front of the rear axle of the motorcycle. The second spur gear set was mounted in the sidecar wheel drive (most Gilera Marte motorcycles were three-wheel machines), and that made rear wheels work synchronously. The distributor box at the sidecar came with a cam clutch that was switched on with a cantilever on the motorcycle whenever it was necessary to activate the drive. Gilera Marte frame was for the most part the same as with model LTE, and only the right side of the rear fork was new: it was welded of two moulded parts of the curved lever. The suspension mount was the same as with the preceding model: rigid front fork combined with patented Gilera coil springs in horizontal boxes providing a better grip for the rear wheel.

Even military motorcycles from such companies as Bayerische Motoren Werke, AG and Zündapp Werke, GmbH were in many aspects inferior to Gilera Marte motorcycle. Gilera designed and built a truly innovative machine which during WWII was unique among other military-purpose vehicles.

Manufacturer Moto-Gilera, Milan (Italy)
Years of manufacture 1941 – 1946
Quantity produced, units 2500
Price 70 000 L
Today’s value 3 927,16 $
ENGINE AND TRANSMISSION
Type 4-stroke, 1-cylinder, L-head
Engine capacity, cc 498, 7
Bore and stroke, mm 84 х 90
Engine rating 14 h.p. at 4800 rpm
Sparking Magneto Marelli
Carburetor Dell’Orto
Battery 6 V
Clutch Dry, multiple-plate
Transmission 4-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Tubular welded
Front suspension Parallelogram
Rear suspension torsion bars with horizontal coil springs in boxes
Brakes Drum type
Wheel size 3,50 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 300
Width, mm
900*
Height, mm
1 020
Wheelbase, mm
1 400
Ground clearance, mm
190*
Seat height
750*
Mass, kg
   190
Gas tank size, l
     14
Maximum speed, km/h
     78
Range, km
   280

This entry is also available in: Английский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №68
Видео тест-драйва
В 1941 году по заказу военных Gilera начал производство специального варианта военного мотоцикла, прототипом которого послужила модель LTE с нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 499 куб. см и мощностью 10 л. с. Данная модель выпускалась в вариантах соло и с коляской (версия с коляской появилась в 1942 году) и именовалась Marte.

Gilera Marte (swd) из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Сохранив двигатель мотоцикла LTE, конструкторы подняли его степень сжатия до 5:1 и увеличили мощность до 14 л.с. Но, если двигатель был похож, то трансмиссия полностью отличалась. Первое изменение было связано с тем, что переделанная трансмиссия включала в себя карданный привод заднего колеса вместо цепного. В коробке передач использовались косозубые шестерни, но помимо них была использована прямозубая цилиндрическая зубчатая передача, которая приводила поперечный вал перед задней осью мотоцикла. Рама мотоцикла Gilera Marte по большой части была как у модели LTE, но правая сторона задней вилки была новой в виде сваренного из двух пресованных частей коленчатого рычага. Подвеска была оставлена как у предшествующей модели: жесткая передняя вилка в сочетании с патентованными Джилерой пружинами в горизонтальных коробах для обеспечения лучшего сцепления заднего колеса с дорогой.

Даже военные мотоциклы компаний Bayerische Motoren Werke, AG и Zündapp Werke, GmbH во многом уступали мотоциклу Gilera Marte. Джилера проектировал и строил действительно инновационную машину, которая была уникальна среди его военных коллег во время Второй мировой войны.

Всего было выпущено около 8500 моделей с коляской и около 2500 соло мотоциклов Marte. В 1946 году Gilera выпустил гражданскую версию Marte – 222 машины было произведено в течение года, а также 158 мотоциклов было переделано из военной версии в гражданскую.

Производитель Moto-Gilera, г.Милан, Италия
Годы выпуска 1941 – 1946
Количество, шт 2500
Стоимость 70 000 L
Стоимость в современных ценах 3 927,16 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 4-тактный, 1-цилиндровый, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 498, 7
Диаметр и ход поршня, мм 84 х 90
Мощность 14 л.с. при 4800 об / мин.
Зажигание магнето Marelli
Карбюратор Dell’Orto
Аккумулятор
Сцепление сухое многодисковое
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая сварная
Передняя подвеска параллелограмная
Задняя подвеска форселоны с горизонтальными пружинами в коробах
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 300
Ширина, мм
900*
Высота, мм
1 020
Колесная база, мм
1 400
Клиренс, мм
190*
Высота сидения, мм
750*
Масса, кг
   190
Емкость бензобака, л
     14
Максимальная скорость, км/ч
     78
Дальность, км
   280

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.