Excelsior Welbike из коллекции музея техники "Мотомир Вячеслава Шеянова"

This entry is also available in: Английский Китайский



Мотомириада №82

Известный среди британцев как «десантный мотоцикл», Excelsior Welbike был одним из самых маленьких военных мотоциклов Второй мировой войны. Мотоцикл проектировался для обеспечения мобильности войск в зоне десантирования. В частично сложенном состоянии Welbike упаковывался в специальный контейнер и крепился к самолету.

Компания Excelsior Motor Company появилась в 1874 году, когда два британских предпринимателя Томас и Бэйлис, объединили свои усилия и наладили выпуск велосипедов Excelsior. Производство мотоциклов началось в 1896 году и продолжалось вплоть до 1965.

Excelsior Welbike

Welbike был разработан в 1942 году под руководством подполковника Джона Долфина (J.R.V. Dolphin) в городе Вельвин (Welwyn), от которого, по некоторым данным, было образовано название мотоцикла. Необычный лёгкий складной мотоцикл состоял на вооружении у Британской разведывательно–диверсионной службы и предназначался для использования в воздушно-десантных войсках. Производство находилось в городе Бирмингем (Birmingham).

Вес мотоцикла составлял всего 32 килограмма. Одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 98 куб.см. производила компания Villers, располагался он горизонтально, вдоль рамы. Запас хода без дозаправки составлял 145 километров, но насос был ручным и водитель должен был подкачивать бензин каждые 16-20 км. Заднее колесо приводилось в движение цепью, но на мотоцикле отсутствовала коробка передач, передаточное число было постоянным. Максимальная скорость передвижения по ровной дороге – 48 км/ч.

Excelsior Welbike

Excelsior Welbike на учениях

Welbike размещался в цилиндрическом контейнере диаметром 38 сантиметров. Заднее сиденье опускалось и не выступало за габариты рамы, ручки управления вместе с частью передней вилки складывались вдоль рамы, поверх двигателя. После извлечения мотоцикла из контейнера требовалось не более 15 секунд чтобы привести его в готовое состояние и завести.

Мотоциклы закупались по трем различным контрактам, от последней закупки правительство Великобритании отказалось.

  1. Контракт 294/23/S.789 от 26 августа 1942 г. на 1,000 шт. (изменен на 1,200 шт.). Номера рам: 14 – 1213, доставлены 15 октября 1942 г.
  2. Контракт 294/23/S.1649 от 19 ноября 1942 г. на 1,400 шт. Номера рам: 1214 – 2613, доставлены в промежуток с февраля 1943 г. по 14 марта 1943 г.
  3. Контракт 294/23/S.1946 от 27 декабря 1942 г. на 1,341 шт. (изменен на 1,241 шт.). Номера рам: 2614 – 3854.
  4. Контракт 294/23/S.3662 от 21 Июня 1943 г. на 7,778 шт. (изменен на 1,241, затем отменен). Предполагаемые номера рам: 3955 – 5195. Отменен.

У первой партии (индекс Mk I) отсутствовало заднее крыло на колесе. Несмотря на то, что мотоциклы, закупленные по двум другим контрактам, практически не отличались, они получили различные названия – Mk II Series I и Mk II Series II. На мотоциклах из этой партии установлена медная табличка с номером контракта по которому производился мотоцикл.

Управление специальных операций (британская разведывательно-диверсионная служба, работавшая во время Второй мировой войны) достаточно быстро пришли к выводу, что не хотят использовать Welbike и передали мотоцикл в ведение Воздушно-десантных подразделений Великобритании, в надежде что им он пригодится больше. Есть единственное фото подтверждение реального использования Welbike – это Высадка в Нормандии, 6 июня 1944 г. Документально подтверждено еще одно использование мотоцикла в Голландской операции, 17 – 25 сентября 1944 г. Все прочие имеющиеся фотографии сделаны во время тренировок.

Несмотря на неудачу в боевых операциях, Welbike нашел применение на Британских авиабазах, где использовался как замена велосипедам. Многие из более поздних моделей никогда не участвовали в боевых действиях и были проданы частным лицам в округе Нью-Йорк. Поскольку на мотоцикле устанавливался только задний тормоз и не было передней фары, невозможно было легально использовать Welbike на дорогах общего пользования, однако большинство экспортированных мотоциклов приобрели фермеры для внедорожного использования.

В 1946 Джон Долфин запустил производство гражданской версии Welbike и назвал его Corgi. Они оказались намного удачнее своего прародителя и производство продолжалось с 1946 по 1954 гг., за это время было выпущено 27050 мопедов Corgi.


 

Производитель Excelsior Motor Company, Бирмингем, Великобритания
Годы выпуска 1942 – 1945
Количество, шт 3 941
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип одноцилиндровый, двухтактный
Объем двигателя, см3 98
Диаметр и ход поршня, мм
Мощность 1,5 л.с. при 3750 об/мин
Зажигание
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач 1-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска жёсткая
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза передние – отсутствуют, задние – барабанные
Размеры колес
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 1 321
Ширина, мм 530*
Высота, мм 787, в сложенном виде – 381
Колесная база, мм 1 003
Клиренс, мм 120*
Высота сидения, мм 550*
Масса, кг
 31,8
Емкость бензобака, л
 3,7
Максимальная скорость, км/ч
 48
Дальность, км   145

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.