This entry is also available in: Английский Немецкий



Мотомириада №83

Небольшой немецкий производитель мотоциклов Франц Бюкер (Franz Bücker) открыл свой завод по производству мотоциклов в Оберурзеле (нем. Oberursel) в 1922 году. Первоначально завод был открыт в центре города, но с 1930 года Бюкер перенес производство на крупную фабрику, которая расположилась напротив завода по производству двигателей в МО (Motorenfabrik Oberursel).

Büсker 1000 cc

Motorenfabrik Oberursel (сокр. МО) начала выпуск небольших бензиновых двигателей Gnome в 1900 году, позднее продав лицензию на производство своих двигателей братьям Сегуин (Seguin). Братья Сегуин, взяв за основу немецкий двигатель Gnome, начали производство 7-цилиндровых авиадвигателей Gnome Omega в 1908 году. Четырьмя годами позже братьям пришлось вступить в конкурентную схватку с компанией Le Rhône, которая начала выпуск 7-цилиндровых авиадвигателей 7C, а чуть позже и 9-цилиндровых 9С. В 1915 году компании объединились, образовав знаменитую компанию Gnome et Rhône.

Двигатели обеих упомянутых выше компаний выпускались на Motorenfabrik Oberursel по лицензии, но под собственным названием. К началу Первой мировой войны Oberursel U.I (который был лицензированной версией французского Gnome Monosoupape Type 9B) оказался самым эффективным немецким двигателем в соотношении мощность-вес. Двигатель U.I использовался на известных немецких истребителях Fokker Dr.1, а более мощные версии французских двигателей – на других «Фоккерах».

Франц Бюккер был одним из сотрудников Motorenfabrik Oberursel во время Первой мировой войны и участвовал в производстве авиадвигателей. К окончанию войны Бюккер стал талантливым инженером, имеющим достаточно опыта, чтобы начать собственное производство, что он и сделал.

Büсker 1000 cc

Франц признавал, что победа в гонках была единственным надежным способом привлечь внимание потенциальных покупателей и получить признание для своего бренда. В результате он принял участие в ряде спортивных мероприятий, многие из которых выиграл на мотоциклах собственного производства. Одной из причин его успеха была бескомпромиссная надежность мотоциклов Büсker, в то время, когда надежность не была сама собой разумеющейся в мире мотоциклов.

Первоначально, как и многие другие немецкие производители мотоциклов, Бюккер использовал для своих мотоциклов двигатели различных марок, такие как: BEKAMO, GRADE, RINNE, BLACKBURNE и английский JAP. Самым «объемным» в линейке мотоциклов Bücker был двухцилиндровый V-образный двигатель JAP объемом 1000 куб. см мощностью до 45 л.с., что было огромным достижением в то время. Для сравнения: немецкий Horex S8 с двигателем собственной разработки, который считается очень престижным гоночным мотоциклом, развивал мощность в 30 л.с. при 5000 об / мин.

Двигатель Büсker

Horex S8 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»


Максимальная скорость Büсker 1000 превышала 100 миль/час (168 км/ч), что фактически делало его одним из самых быстрых мотоциклов мира, ставя в один ряд с такими легендами как «Гордость Британии» Brough Superior SS100, его главный конкурент Coventry-Eagle 980cc Flying-8 OHV, немецкий Tornax III/30 и американский Henderson KJ. Совершенно точно, что человек желавший разогнаться до подобных скоростей в 30-е годы либо не боялся смерти, либо в глубине души её желал – шины и тормоза в не были рассчитаны на подобные скорости.

Brough Superior SS100 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Tornax III/30 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Henderson KJ из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»



С 1933 года модельный ряд Bücker состоял из мотоциклов с верхне- и нижнеклапанными двигателями COLUMBUS и MAG объемом от 200 до 600 куб. см. и малокубатурными (всего 100 куб. см.) двухтактными двигателями Ilo & Fichtel. Бывший флагман, 1000-кубовая машина с двигателем JAP, больше не встречался в программе продаж.

Тем не менее, Бюккер добивался призовых мест в местных гонках, но уже на мотоцикле с 250-кубовым двигателем JAP, который появился в продаже с 1930 года. С годами Франц начал нанимать гонщиков для участия в соревнованиях на мотоцикле Bücker-JAP, и хоть те не всегда могли конкурировать с более современными заводскими гоночными машинами от NSU и DKW, продажи в Германии шли хорошо. Имя Büсker продолжало ассоциироваться с производителем первоклассных и надежных мотоциклов.

Büсker 1000 cc

Во время Второй мировой войны завод Франца Бюккера производил различные запасные части по заказу Вермахта и вел активную оборону. После окончания войны завод использовался американцами как ремонтная мастерская для американских грузовиков. Подобная работа продолжалась до 1948 года, когда Бюккеру было разрешено снова начать производство мотоциклов.

Бюккер был первым кто вернул довоенные мотоциклы в производственную программу, но решил не останавливаться на этом. Среди прочего он начал проектировать и создавать собственные тормозные системы, детали электрооборудования, рули, суппорты и детали подвески, что сделало его настоящим фабрикантом. В 1949 году, наемный гонщик Фридель Шон выиграл первый со времен Второй мировой войны немецкий чемпионат в классе с безнаддувными двигателями на 250-кубовом довоенном Bücker-JAP.

Büсker 1000 cc

Первыми новыми послевоенными мотоциклами Bücker стали модели Ilona 1 с одноцилиндровым двухтактным двигателем ILO объемом 250 куб. см. и Ilona 2 с двухцилиндровым двигателем ILO 250 куб. см. Двигатели были настолько удачными и мощными, что мотоциклы Büсker закупили полицейские участки в Гессене, которые использовали их с коляской Steib. Интересно, что полицейская версия с коляской Steib была такой же, какую любой желающий мог купить у местного дилера – надежность мотоцикла была такова, что не было необходимости её дополнительно модифицировать. До 1958 года в дополнение к ILONA выпускались мотоциклы с двигателями ILO 125, 175 и 200 куб.

Благодаря выносливым двигателям и высокому качеству сборки, мотоциклы Bücker по-прежнему считались надежными машинами, подходящими для езды по бездорожью. Руководил производством зять Бюкера Генрих Вальц, который пришел в семью и компанию после войны. Именно он участвовал в создании послевоенной программы мотоциклов и добился многих спортивных успехов.

Büсker 1000 cc

Благодаря выносливым двигателям и высокому качеству сборки, мотоциклы Bücker по-прежнему считались надежными машинами, подходящими для езды по бездорожью. Руководил производством зять Бюкера Генрих Вальц, который пришел в семью и компанию после войны. Именно он участвовал в создании послевоенной программы мотоциклов и добился многих спортивных успехов.

Выражаем благодарность Бруно и Наталье Шмюк (Bruno and Natalia Schmück) за помощь в подготовке и редактировании текста.

 

Производитель Franz Bücker, Fahrzeugbau, Оберурзель, Германия
Годы выпуска 1925 – 1930
Количество, шт
Стоимость 2775 RM
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип четырехтактный
Объем двигателя, см3 1000
Диаметр и ход поршня, мм 85 х 85.7
Мощность 22 л.с. при 3700 об/мин
Зажигание Bosch D1BLS149
Карбюратор K 125
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач Sturmey-Archer, 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска параллелограммная
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза барабанные
Размеры колес Переднее – 3,5х26, заднее – 3,25х20
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 200*
Ширина, мм 780*
Высота, мм 1 000*
Колесная база, мм 1 430*
Клиренс, мм 120*
Высота сидения, мм 700*
Масса, кг
  
Емкость бензобака, л
 
Максимальная скорость, км/ч
 175 
Дальность, км  

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.