This entry is also available in: Английский



Мотомириада №83

В начале 1920-х годов, в небольшом городке Оберурзель (нем. Oberursel) немец Франц Бюккер (Franz Bücker) организовал производство мотоциклов. В Первую мировую войну на этом заводе Бюккер участвовал в производстве двигателей для знаменитого самолета Фоккер и вопроса с выбором места производства не возникло. Как механик, он сильно вырос с тех пор и вскоре его мотоциклы получили вполне заслуженную славу далеко за пределами небольшого немецкого городка.

Büсker 1000 cc

В то время лучшей рекламой мотоцикл была победа в соревнованиях – для участия допускались именно серийные мотоциклы. Неудивительно, что первые победы Франца Бюккера положительно сказались на известности марки.

Стоит отдать должное смекалке немецкого инженера. Бюккер прекрасно понимал, что стандартные двигатели Blackburne, Columbus, MAG и JAP использовали многие производители тех лет и выиграть гонку только за счет небольших изменений в общей конструкции было непросто. Перед соревнованием Франц разбирал двигатель и для увеличения компрессии наваривал небольшой купол на поршень, что давало ему преимущество в гонке. После победы Бюккер его удалял и получалась серийная машина, ничем не отличавшаяся от продаваемых! В дополнение к спортивным победам, хороший запас прочности, иногда излишний по тем временам, в купе с неоспоримо высоким качеством изготовления мотоциклов Bücker, обеспечили хороший спрос.

Büсker 1000 cc

Производство мотоциклов Bücker с 1000-кубовой V-образной «двойкой» производства английской фирмы JAP началось в 1930-х годах. Английский двигатель мог похвастаться мощностью в 22 л.с., что было на уровне лучших мотоциклов мира! Для сравнения, немецкий Horex S8 с двигателем собственного производства, считавшийся очень престижной гоночной машиной, обеспечивал производительность в 30 л.с. при 5000 об/мин.

Двигатель Büсker

Horex S8 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»


Максимальная скорость Büсker 1000 превышала 100 миль/час (168 км/ч), что фактически делало его одним из трех самых быстрых мотоциклов мира: первое место неоспоримо занимает «Гордость Британии» – Brough Superior SS100, второе между собой делят Bücker 1000 и немецкий Tornax III/30, а на третьем стоит американский Henderson KJ. Человек желавший разогнаться до подобных скоростей в 30-е годы либо не боялся смерти, либо в глубине души её желал – шины и тормоза в не были рассчитаны на подобные скорости.

Brough Superior SS100 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Tornax III/30 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Henderson KJ из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»



По прошествии нескольких лет Bücker 1000 так и остался самым мощным мотоциклом в линейке, а модельный ряд сократился до повседневных мотоциклов с двухтактными двигателями объемом 125-250 куб.см. производства Ilo или Fichtel & Sachs, которые продавались партиями по 500 штук в год. В 1933 году Бюккер попробовал вернуться в гонки, но даже на своем, когда-то мощном, «литровом» мотоцикле не мог соперничать с более современными мотоциклами NSU и DKW. Как бы то ни было, но в пределах района Верхний Таунус его имя навеки было связано с высококлассными и надежными мотоциклами.

Во время Второй мировой войны его завод производил запасные части для различной техники, а после войны фабрика находилась под управлением Союзников, которые использовали её для ремонта собственных машин. Бюккеру разрешили вернуться к производству мотоциклов только в 1948 году.

Büсker 1000 cc

Также, как и большинство других немецких мотопроизводителей Бюккер начал с выпуска довоенных моделей. Своими силами он начал производство тормозных систем, седел, частей подвески и мелкого электрооборудования. В 1949 году на гоночный ринг вернулся мотоцикл Bücker 1000 и спустя 16 лет одержал еще одну победа на Чемпионате Германии по мотогонкам.

Büсker 1000 cc

Основу послевоенного производства опять составили двухтактные мотоциклы c двигателями Ilo (250 куб.см.) и крепкой рамой, которая позволяла использовать мотоцикл с коляской. Они приглянулись полицейскому управлению Верхнего Таунуса которые устанавливали на мотоцикл коляску производства Steib. Интересен тот факт, что аналогичную версию мотоцикла мог купить любой желающий в диллерском центре Bücker.

Büсker 1000 cc

Мотоциклы Bücker продавались в Греции, Бельгии, Голландии и Италии. Основной движущей силой продаж являлись слова: «Сделано в Германии», однако времена двухколесной техники медленно приближались к закату. Дабы избежать банкротства Франц Бюккер распродал все остававшееся у него оборудование и открыл успешный дилерский центр компании Ford.

Франц Бюккер умер в 1980 году.

 

Производитель Franz Bücker, Fahrzeugbau, Оберурзель, Германия
Годы выпуска 1925 – 1930
Количество, шт
Стоимость 2775 RM
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип четырехтактный
Объем двигателя, см3 1000
Диаметр и ход поршня, мм 85 х 85.7
Мощность 22 л.с. при 3700 об/мин
Зажигание Bosch D1BLS149
Карбюратор K 125
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач Sturmey-Archer, 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска параллелограммная
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза барабанные
Размеры колес Переднее – 3,5х26, заднее – 3,25х20
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 200*
Ширина, мм 780*
Высота, мм 1 000*
Колесная база, мм 1 430*
Клиренс, мм 120*
Высота сидения, мм 700*
Масса, кг
  
Емкость бензобака, л
 
Максимальная скорость, км/ч
 175 
Дальность, км  

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.