Restored BSA G35-14 at motorcycle museum "Motorworld by V.Sheyanov"

This entry is also available in: Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №73
Компания BSA, расположенная в г. Бирменгем, выпустила свой первый мотоцикл с нижнеклапанным V-образным двигателем в 1919 году. Это была 770-кубовая модель «E». В 1922 году компания освоила также производство 986-кубового мотоцикла, получившего индекс «F», а после модернизации 1924 года – «G». До 1936 года обозначения моделей мотоциклов BSA имели двойной числовой индекс, который каждый год изменялся, а с 1936 года, с освоением следующего модельного ряда, каждая машина получила свое собственное наименование. Так тяжелая модель «G» сначала имела индексы типа «G 30-16» или «G 34-14», а с 1936 года стала называться просто «G 14». Таким образом, хотя и принято считать годом отсчета истории BSA G14 – 1936 год, его родословная тянется еще с 1920-х.

Несмотря на то, что G14 поставлялся и в варианте «соло», основным его предназначением была роль «рабочей лошадки», т.е. перевозка тяжелых грузов в коляске. Мощный двигатель предполагал комфортную езду для водителя, в том числе и по труднопроходимой местности. В 1930-е годы мотоциклы, подобные G14 не относили, конечно же, к категории «крузер», хотя по современным меркам он обладал всеми соответствующими характеристиками – дополнительный крутящий момент (который достигался, в том числе, за счет маховиков), длинная колесная база, отогнутый назад руль, большие шины, много хрома и низкое расположение сиденья.

Интересной особенностью G14 была его рама. Основа была изготовлена из кованой стали и весила внушительные 16 кг. Верхняя и подседельная части рамы также были коваными. Кованая сталь редко использовалась в конструкциях мотоциклов, за исключением разве что шатунов, хотя и известно, что такое решение надежнее и прочнее, чем использование литых деталей. Подобная практика применялась чаще при изготовлении оружия, чем изначально и занималась BSA.

В 1937 году Голландия расторгла контракт с BMW на поставку военных мотоциклов и переключилась на сотрудничество с BSA, заключив один из самых крупных контрактов за историю работы с иностранными поставщиками. За два года до немецкой оккупации BSA поставила в голландскую армию более 1750 мотоциклов моделей M13 и G14.

Помимо Голландии, армейская версия G14 поставлялась в довоенные годы также в Ирландию, Индию, Южную Африку и Швецию.

Во время Второй мировой войны компания BSA была одним из крупнейших поставщиков мототехники в британскую армию. Из 425000 мотоциклов 126334 были произведены в Бирмингеме. Однако это были в основном одноцилиндровые машины, выбранные за счет более низкой стоимости и относительной простоты изготовления. Что же до модели G14, ее производство закончилось в 1940 году.

Производитель Birmingham Small Arms Company
Годы выпуска 1936-1940
Количество, шт
Стоимость £ 77
Стоимость в современных ценах $ 5 014,40
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 986
Диаметр и ход поршня, мм 80 х 98
Мощность 25 л.с. при 3800 об / мин.
Зажигание магнето Lucas
Карбюратор Amal тип 76
Аккумулятор
Сцепление многотарельчатое дисковое
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая, решетчатая
Передняя подвеска параллелограммная, с пружинными амортизаторами с фрикционным демпфером
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,00 х 18
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 220*
Ширина, мм
736 (без коляски) 1 700* (с коляской)
Высота, мм
1 100*
Колесная база, мм
1 600
Клиренс, мм
120
Высота сидения, мм
760*
Масса, кг
308
Емкость бензобака, л
17
Максимальная скорость, км/ч
104
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.


Фотографии второго экземпляра BSA G14 (1937 года выпуска) в военной версии из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”.