This entry is also available in: Английский Китайский
Мотомириада №73
Компания BSA, расположенная в г. Бирменгем, выпустила свой первый мотоцикл с нижнеклапанным V-образным двигателем в 1919 году. Это была 770-кубовая модель «E». В 1922 году компания освоила также производство 986-кубового мотоцикла, получившего индекс «F», а после модернизации 1924 года – «G». До 1936 года обозначения моделей мотоциклов BSA имели двойной числовой индекс, который каждый год изменялся, а с 1936 года, с освоением следующего модельного ряда, каждая машина получила свое собственное наименование. Так тяжелая модель «G» сначала имела индексы типа «G 30-16» или «G 34-14», а с 1936 года стала называться просто «G 14». Таким образом, хотя и принято считать годом отсчета истории BSA G14 – 1936 год, его родословная тянется еще с 1920-х.
Несмотря на то, что G14 поставлялся и в варианте «соло», основным его предназначением была роль «рабочей лошадки», т.е. перевозка тяжелых грузов в коляске. Мощный двигатель предполагал комфортную езду для водителя, в том числе и по труднопроходимой местности. В 1930-е годы мотоциклы, подобные G14 не относили, конечно же, к категории «крузер», хотя по современным меркам он обладал всеми соответствующими характеристиками – дополнительный крутящий момент (который достигался, в том числе, за счет маховиков), длинная колесная база, отогнутый назад руль, большие шины, много хрома и низкое расположение сиденья.
Интересной особенностью G14 была его рама. Основа была изготовлена из кованой стали и весила внушительные 16 кг. Верхняя и подседельная части рамы также были коваными. Кованая сталь редко использовалась в конструкциях мотоциклов, за исключением разве что шатунов, хотя и известно, что такое решение надежнее и прочнее, чем использование литых деталей. Подобная практика применялась чаще при изготовлении оружия, чем изначально и занималась BSA.
В 1937 году Голландия расторгла контракт с BMW на поставку военных мотоциклов и переключилась на сотрудничество с BSA, заключив один из самых крупных контрактов за историю работы с иностранными поставщиками. За два года до немецкой оккупации BSA поставила в голландскую армию более 1750 мотоциклов моделей M13 и G14.
Помимо Голландии, армейская версия G14 поставлялась в довоенные годы также в Ирландию, Индию, Южную Африку и Швецию.
Во время Второй мировой войны компания BSA была одним из крупнейших поставщиков мототехники в британскую армию. Из 425000 мотоциклов 126334 были произведены в Бирмингеме. Однако это были в основном одноцилиндровые машины, выбранные за счет более низкой стоимости и относительной простоты изготовления. Что же до модели G14, ее производство закончилось в 1940 году.
Производитель | Birmingham Small Arms Company |
Годы выпуска | 1936-1940 |
Количество, шт | |
Стоимость | £ 77 |
Стоимость в современных ценах | $ 5 014,40 |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, V-образный, нижнеклапанный |
Объем двигателя, см3 | 986 |
Диаметр и ход поршня, мм | 80 х 98 |
Мощность | 25 л.с. при 3800 об / мин. |
Зажигание | магнето Lucas |
Карбюратор | Amal тип 76 |
Аккумулятор | 6В |
Сцепление | многотарельчатое дисковое |
Коробка передач | 4-х ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | трубчатая, решетчатая |
Передняя подвеска | параллелограммная, с пружинными амортизаторами с фрикционным демпфером |
Задняя подвеска | жесткая |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 4,00 х 18 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
2 220*
|
Ширина, мм |
736 (без коляски) 1 700* (с коляской)
|
Высота, мм |
1 100*
|
Колесная база, мм |
1 600
|
Клиренс, мм |
120
|
Высота сидения, мм |
760*
|
Масса, кг |
308
|
Емкость бензобака, л |
17
|
Максимальная скорость, км/ч |
104
|
Дальность, км |
Фотографии второго экземпляра BSA G14 (1937 года выпуска) в военной версии из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”.