This entry is also available in: Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №48

BMW R5

BMW R5 на Алпийском ралли в Германии, 1938 г.

Спортсмены на мотоциклах BMW R5 готовятся к участию в ралли “6 дней”, 1937 г.

Мотокаскадер на BMW R5

Весной 1936 года компания BMW представила свою абсолютно новую разработку – мотоцикл R5. Внешним видом эта 500-кубовая модель напоминала спортивные мотоциклы начала 1930-х годов. Легкая цельнометаллическая рама из штампованной стали, образованная трубами овального сечения, в сочетании с революционной телескопической передней вилкой (с возможностью регулирования жесткости гидравлических амортизаторов) обещала отличные дорожные качества мотоцикла, несмотря на то, что задняя подвеска оставалась еще неподрессоренной.

Кроме рамы совершенно новой конструкцией обладал двигатель мотоцикла. Клапанный механизм формировался двумя распределительными валами, приводящимися цепью. Картер двигателя представлял собой единую камеру тоннельного типа, в отличие от двухкамерного принципа, применявшегося ранее. Подшипники коромысла размещались в головках цилиндров и вместе с двойными пружинами клапанов гарантировали высокие уровни допустимой нагрузки, в том числе и около верхней границы рабочего диапазона. Каждый из двух карбюраторов фирмы Amal имел небольшой воздушный фильтр. Впрочем, эти фильтры были сильно подвержены загрязнению, и в 1937 году были заменены центральным воздушным фильтром картера.

Передачи могли теперь переключаться левой ногой, однако для неопытных водителей была оставлена возможность ручного переключения при помощи рычага, располагавшегося справа. Следующим усовершенствованием был ножной тормоз, который управлялся не пяткой, а носком, как это принято сегодня. Панель управления была интегрирована в бензобак.

Мощность в 24 л.с. при 5500 об/мин позволяла мотоциклу развивать скорость до 140 км/ч, что было немногим меньше максимальной скорости 33-х сильного R17. Однако легкая трубчатая рама настолько улучшила дорожные характеристики мотоцикла, что R5 превосходил по средней скорости модели с большим объемом двигателя.

В 1937 году была выпущена ограниченная серия мотоциклов R5 SS (Super Sport – супер спорт), предназначенных специально для мотогонок, с увеличенной примерно на 4 л.с. мощностью, что подняло планку максимальной скорости до 160 км/ч.

 

Производитель Bayerische Motoren Werke, AG, Германия
Годы выпуска 1936-1937
Количество, шт 2 652
Стоимость 1 550 RM
Стоимость в современных ценах 10 018,77 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный
Объем двигателя, см3 494
Диаметр и ход поршня, мм 68 х 68
Мощность 24 л.с. при 5500 об / мин.
Зажигание батарейного типа
Карбюратор Amal 5/243 – 2 шт.
Аккумулятор
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы двойная трубчатая из штампованной стали
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска неподрессоренная
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 130
Ширина, мм
    800
Высота, мм
    950
Колесная база, мм
1 400
Клиренс, мм
120*
Высота сидения, мм
730*
Масса, кг
   165
Емкость бензобака, л
     15
Максимальная скорость, км/ч
    140
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.