This entry is also available in: Английский, Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 9
Видео тест-драйва
В 1922 году компания BMW, до этого специализировавшаяся в основном в мотоциклетных и авиационных моторах, выкупила фирму Отто, чтобы заняться серийным производством мотоциклов.

Чертеж BMW R 32, выполненный Максом Фрицем

Разработкой нового мотоцикла главный инженер BMW Макс Фриц (Max Friz) занимался лично, отдавая этому все свое время – даже дома у него стоял чертежный кульман. В течение месяца, практически не отрываясь, Фриц создал «с чистого листа» готовый проект мотоцикла в масштабе 1:1, который был готов к декабрю 1922 года.

Мотоцикл с индексом «R32», впервые представленный на Парижском салоне 1923 года, действительно оказался новаторским. Слегка усовершенствованный оппозитный мотор был расположен цилиндрами поперек рамы, что значительно улучшило их охлаждение. Нельзя сказать, что это было уж совсем оригинальное решение – фирма ABC серийно уже выпускала такие мотоциклы, но вот до использования при этом передачи на заднее колесо при помощи вала еще никто не додумался, хотя идея лежала на поверхности. Действительно, мотоциклы FN еще с начала XX века оснащались карданным приводом заднего колеса при продольном расположении в раме коленчатого вала мотора.

Письмо от BMW, подтверждающее дату выпуска мотоцикла – 16.04.1926 и дату его отгрузки дилеру в г. Зенфтенберг – 17.04.1926

Так или иначе, но мотоцикл привлек всеобщее внимание. Нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 494 куб. см и мощностью 8,5 л.с. при 3900 об/мин имел круглые несъемные головки цилиндров с характерным оребрением, куда вворачивались оригинальные оребрённые пробки для установки клапанов. Размерность цилиндров была «квадратной» 68×68 мм, степень сжатия составляла 5:1. С мотором блокировалась оригинальная трехступенчатая коробка передач, от которой к заднему колесу шел торсионный вал без карданных шарниров, с одной лишь эластичной муфтой для сглаживания рывков в трансмиссии. Дуплексная трубчатая рама несла под верхними трубами треугольный бензобак. Передняя вилка была сделана рессорной, при том, что перья вилки представляли собой просто изогнутую трубу с рычажным механизмом на конце. Оба колеса оснащались тормозами, но если передний внутриступичный барабанный тормоз для 1923 года являлся весьма передовым решением, то задний тормоз был примитивным башмачным, с непосредственным приводом на башмак от педали с правой стороны.

При довольно массивном на первый взгляд силовом агрегате масса машины составляла всего 122 кг, что позволяло ей развивать максимальную скорость до 90 км/ч. Мотоцикл быстро завоевал признание публики своей привлекательной и необычной внешностью, отменной надежностью и хорошими ходовыми качествами.

С 1923 по 1926 год было выпущено 3090 мотоциклов BMW R32.

Производитель Bayerische Motoren Werke, AG, Германия
Годы выпуска 1923-1926
Количество, шт 3 090
Стоимость 2 200 RM
Стоимость в современных ценах 6390,48 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный
Объем двигателя, см3 494
Диаметр и ход поршня, мм 68 х 68
Мощность 8,5 л.с. при 3900 об / мин.
Зажигание магнето Bosch
Карбюратор BMW Spezial 22 mm
Аккумулятор 6 В
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы двойная трубчатая
Передняя подвеска двойная кантилеверная рессора
Задняя подвеска жесткая
Тормоза передние – барабанные, задние – колодочные
Размеры колес 3,00 х 26
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 100
Ширина, мм
   800
Высота, мм
   950
Колесная база, мм
1 380
Клиренс, мм
   110*
Высота сидения
   760*
Масса, кг
   122
Емкость бензобака, л
     14
Максимальная скорость, км/ч
     90
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.